В начало Продолжение->

Арктический Научно-Исследовательский Институт
Главного Управления Северного Морского Пути
Министерства Морского Флота СССР

История открытия и освоения Северного морского пути

том первый
Издательство "Морской Транспорт" Москва 1956

М.И.БЕЛОВ

Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века


Под редакцией: Я.Я.Гаккеля, А.П.Окладникова, М.Б.Черненко
Издательство "Морской Транспорт" Москва" 1956
Оцифровка и корректура: Игорь В.Капустин


Географические представления о Севере в конце XV-начале XVI века.
Первый проект плавания по Северо-Восточному морскому проходу


Глава 2

Образование Русского централизованного государства во главе с Москвой было событием громадной исторической важности. Объединив вокруг себя разрозненные и ранее враждовавшие феодальные княжества, Москва повела страну к дальнейшему подъему производительных сил, экономики и культуры.
Общеизвестна историческая роль Москвы в развитии русского государства. Ни одна страна в мире не может рассчитывать на сохранение своей независимости, на серьезный хозяйственный и культурный рост, если она не сумеет освободиться от феодальной раздробленности и от княжеских неурядиц. Только страна, объединенная в единое централизованное государство, получает возможность серьезного культурно-хозяйственного роста и утверждения своей независимости. Историческая заслуга Москвы как раз и состоит в том, что она стала основой и инициатором создания централизованного государства на Руси.
Показателем хозяйственного и культурного роста русского государства являются великие географические открытия, совершенные русскими в Арктике и Сибири. Русскому централизованному государству оказалось под силу то, чего не мог решить Великий Новгород, - массовое продвижение в Сибирь, установление морских сообщений с Обь-Енисейским бассейном, присоединение восточно-сибирских и дальневосточных земель.
С первых же шагов русское государство наметило широкие торговые и политические планы для Севера. Вместе с тем встал вопрос об изучении Севера и транспортных связей с ним. В конце XV и начале XVI века в Москве появились первые путеводители-дорожники, в которых были указаны расстояния между крупными населенными пунктами. Среди этих географических сочинений наибольший интерес для нас представляют дорожники Севера и Урала. В одном из них содержится подробное описание пути на Печору, Урал, Югру и Обь (См. С. Герберштейн. УК. соч., стр. 100), в частности, в нем сказано, что Обь вытекает из большого озера, близ которого находится столица Китая - Пекин (См. Е. Замысловский. Герберштейн и его историко-географические известия о России. СПб., 1884.).

Первые географические сочинения о Севере

На основе дорожников немного позднее был составлен первый чертеж русского государства.
Дошли до нас также некоторые этнографические труды о Севере, сочиненные в конце XV века. Одно из них - известное сказание "О человецех_ незнаемых в Восточной стороне" ("Древности". Труды Московского археологического общества, кн. XIV, М., 1890). Наряду с фантастическими сведениями автор "Сказания" сообщает и достоверные данные.
Все ненцы, по данным автора "Сказания", занимаются рыболовством и звероловством, употребляют в пищу сырую рыбу и соболиное мясо, носят платье из шкур зверей. Примечательно, что автор "Сказания" приводит сведения о заобских землях. Так, он первым в литературе сообщает о земле Мангазее (Молканзе), т. е. о районе реки Таз, который позже стал местом оживленной торговли и промышленной деятельности. Основное внимание автора "Сказания" обращено к Тобольскому Северу, к низовьям "великой реки Обь".
"Сказание" - яркое свидетельство раннего интереса Руси к арктическим областям, к использованию богатств Севера в целях развития торговли и промыслов. Автор "Сказания" подчеркивает изобилие имеющегося в "незнаемых странах" соболя, весьма дорогого на его родине. Его интересует пушная торговля ненцев; по этому поводу он замечает: "А торг их: соболи и песцы и пыжи (Пыжик - шкура новорожденного оленя) и олени кожи" ("Древности", кн. XIV, стр. 234).
Особого интереса заслуживают общие географические представления автора "Сказания" о Северном Ледовитом океане - о "море-окияне". Новгородские и московские книжники, рассказывая о морских походах из Белого моря в "немцы", дают северным морям, в том числе и Норвежскому морю, общее название "море-окиян", "пучина-море". В "Сказании" эти термины употреблены для обозначения единого водного пространства, лежащего к северу от устьев Оби и Северной Двины. Иными словами, автор "Сказания" составил себе четкое представление о Ледовитом океане, простирающемся на огромном пространстве; при этом он не знает естественного препятствия для мореходства между Мангазеей и Холмогорами. Повидимому, эта точка зрения была в его время господствующей. Конечно, от подобного представления нужен был лишь один шаг, чтобы вплотную подойти к мысли, о возможности плавания "морем-окияном" в Китай. Этот шаг был сделан известным политическим и общественным деятелем Московской Руси - Дмитрием Герасимовым.
С XVI века, сосредоточив в своих руках торговлю со среднеазиатскими странами, Москва все чаще стала выступать в роли посредника между Западом и Востоком. Москва вывозила на Восток меха, кожи, лен и другие товары. Внутри страны развивалась оживленная торговля, вызванная некоторыми успехами товарного производства, повышением товарности феодального хозяйства. В связи с этими важными явлениями в экономической жизни страны Москву стали интересовать поиски удобных и дешевых дорог к рынкам Китая, Индии, Бухары и Персии. Известные уже с XV века дороги на Восток, в частности через Каспийское море, не могли удовлетворять -возраставшие потребности русского купечества (О торговле Руси со странами Востока см. М. В. Фехнер. Торговля русского государства со странами Востока в XVI веке, М., 1952); властители феодальных княжеств Востока, по территории которых проходили эти торговые дороги, обычно чинили русским караванам всевозможные препятствия, а нередко грабили и убивали купцов.
Вместе с тем успехи русского государства в освоении Севера и Зауралья выдвигали на первый план задачу использования морского пути из Северной Двины на Обь, тем более что по господствовавшему тогда убеждению истоки Оби лежали вблизи столицы Китая - Пекина (Кумбалика)( Эту точку зрения мы встречаем впервые у С. Герберштейна (см. карту Московии и Сибири С. Герберштейна, стр. 217.), да и морской путь в Китай мыслился более коротким и достижимым, чем это оказалось на самом деле.

В начало Продолжение->