Станция "Северный полюс-32"
Фотоархив
Источник: http://www.sp32.polus.ru/personal.html
Персонал станции:
Кошелев Владимир Семенович - Начальник СП
Семенов Валерий Петрович
Висневский Алексей Алексеевич
Кузьмин Сергей Борисович
Гузенко Роман Борисович
Арутюнов Андрей Владимирович
Астахов Максим Петрович
Карасев Виктор Федорович
Казунин Михаил Леонардович
Катраев Юрий Иванович
Можаев Анатолий Васильевич
Источник: http://www.polus.ru/cgi-bin/sborka2.cgi
Первая Российская Дрейфующая Станция "Северный Полюс-32"
25 апреля в 22 часа по московскому времени в 150 километрах от Северного полюса - точке, где сходятся все земные меридианы, на льдине площадью полтора на два километра состоялось открытие 32-й по счету и первой российской дрейфующей станции "Северный полюс" - СП-32. Над лагерем был поднят российский флаг, что ознаменовало начало работы станции. Россия возобновила исследования, начатые почти 70 лет назад "четверкой Папанина".
87052.09 N 147014.81 E
16 апреля Темп. -21. Солнечно, тихо.
Вылетели вторично на ледовую разведку (1-вый полёт -15 апреля. Ледовые разведчики - Шильников, Кессель, большая часть полёта в плохой видимости). Первую посадку совершили в точке 87 52 091М47 14 810. Данная точка выбрана по рекомендации штурмана Андреева А.А. Далее, были обследованы 3 льдины указанные со спутника, но, пригодной ВПП рядом не было. Принято решение возврашяться в исходную точку (корд. см выше). Где вокруг большого участка молодого льда хорошо просматривались 3 паковые льдины, возможные для базирования основного лагеря. После посадки и бурения в нескольких точках толщена льда = 180-200 см. Несколькими группами с применением шагомера были определены возможные направления строительства ВПП (до 1200-1300 м.) с минимальными затратами труда на удаление ледовых преград (сморозей и торосов).Произведена разведка близлежащих паковых льдин, где толщина достигала 3 и более метров. Принято окончательное решение о строительстве ВПП на данной льдине и развёртовании СП-32 на ближайшем паковом льду. Вызван по рации МИ-8 с подбазы "Борнео". На котором прилетел РП Круглов В.А. и мех. станции Семёнов В.П. Установлена палатка КАПШ-2 и Арктика-10.
87051.85 N 146025.01 E
17 апреля -20. Ясно.Ветер слабый.
РП Круглов Начал разметку ВПП. Начальник станции Кошелев и зам.начальника Семёнов обследовали близлежащую паковую льдину для точного определения расположения будущей дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный Полюс - 32". Питание осуществляется на газовой плите в КАПШ-2. Арктический модуль Арктика -10 т подготовлен для жилья личного состава, который ожидает вылета с острова Средний (арх. Северная Земля).
87052.92 N 146024.22 E
19 апреля -30. Ветер. Облачно (низкая обл.).
Погода для сброса не пригодна. РП продолжает разметку ВПП. К концу дня ВПП полностью размечена, готовы принять груз на сброс.
87052.87 N 146024.22 E
20 апреля -29. Солнечно, ясно.
Прилетел ИЛ-76. При первом заходе были выброшены "листовки", как в последствии оказалось, это были листы пенопласта, которые разбросало на несколько километров от лагеря и ВПП. Две платформы легли в близлежащих торосах, где находились трактор и ГСМ. Две другие с продуктами и хоз. грузами легли точно по разметке. Последним заходом были сброшены 4 парашютистов. Во главе с Е.Бокаловым. Приземление парашютистов у спешное. После чего они сразу приступили к сбору парашютных систем. Всего сброшено 28 тонн. ГСМ -16 бочек, трактор, который мгновенно завёлся на платформе и своим ходом дошёл до станции. В этот день пришёл вертолёт МИ-8 с "Борнео". На котором прилетели часть личного состава и механик Можаев, который совместно с механиком Семёновым включился в круглосуточную посменную работу по вскрытию снежного покрова, обнажению торосов которые нужно срубить и частичную укатку ВПП.
87052.88 N 146025.47 E
21 апреля -28. Ясно. Солнечно.
Круглосуточные работы всего личного состава на ВПП. Работа практически по 14-16 часов с небольшим перерывом на сон и приём пищи в две смены. Настроение у всех рабочее. Больных на станции нет, за исключением начальника станции Кошелева В.С. у которого отмечаются выраженные остаточные явления сильного ушиба правого бедра после жёсткой посадки АН-12 на острове Средний. Но его состояние позволяет готовить пищу для личного состава.
8802.52 N 145022.65 E
22 апреля -25.Ясно. Солнечно.
С ледовой базы "Борнео" прилетел вертолёт МИ-8 на борту которого находились начальник экспедиции Орлов А.С., координатор проекта Орлова И.В. и настоятель Патреаршего подворья в Переделкино Архимандрит отец Владимир (Зорин) с сопровождающими лицами. Был отслужен молебен по всем полярным исследователям погибшим в льдах Арктики и была освещена дрейфующая станция СП-32. Орловым и командиром сводного отряда Бахметьевы было принято решение о выполнении спец рейса МИ-8 с сотрудниками сводного авиаотряда для помощи строительстве ВПП. Бортом МИ-8 на базу "Борнео" улетели 4 парашютиста. Состоялся разговор с А.Н.Чилингаровым о принятии ВИП рейса АН-74 на торжественную церемонию открытия станции.
8805.22 N 143054.62 E
23 апреля -24.Ясно. Солнечно.
Круглосуточное непрерывное строительство ВПП.
8805.65 N 143027.31 E
24 апреля -23.Ясно. Солнечно.
Прилетел МИ-8. И 17 человек подкрепления для строительства (Каления) ВПП. Отдельной бригадой были поставлены 2 палатки Арктика 10 и 2 каркаса на основного базирования станции. Прибыли 5 человека из личного состава станции (Висневский, Карасёв, Тышкевич, Арутюнов, Кузьмин). Подготовка к торжественному открытию. Подготовка трибуны. Установка флагштока с гос флагом.
8806.32 N 142052.91 E
25 апреля -23. Ясно. Солнечно.
Торжественное открытие СП-32. С интервалом в 30 мин. приземлились 2 борта АН-74 на которых прилетели Орлов, член координационного совета ассоциации полярников РФ С.Михайлов... Вторым бортом Чилингаров, Квашнин , Клебанов, Бедрицкий, Бударгин.... Проведён митинг на котором торжественно было объявлено об открытии СП-32. Состоялся прямой телефонный разговор с президентом Рос.Фед., который лично поздравил и пожелал успешного дрейфа. Короткий праздничный фуршет и вылет 2-х бортов АН-74 на подбазу "Борнео" на Шпицберген и далее в Москву. По оценке пилотов АН-74 Ясного и Бабаяна - ВПП в хорошем состоянии.
8808.00 N 142013.90 E
26 апреля -24. Ясно.
Торжества закончены. Необходимо продлять ВПП для приёма АН-12 (1200 м). Началась кропотливая постоянная круглосуточная работа всего личного состава на ВПП.
8809.00 N 140040.99 E
27 апреля -22. Ясно. Солнечно.
Сегодня праздник "Святой Пасхи". Но работа на ВПП не терпит отлогательств и как итог в 30-и метрах от края ВПП прошла первая трещина и разорвалась цепь на мотопиле "Партнёр". Все силы были брошены на спасение груза оставшегося за трещиной: удалось вывезти одну платформу ГСМ, строймат. Одна платформа отделена на не досягаемое расстояние (акт прелагается).
8809.00 N 138057.35 E
28 апреля -13. Метель.
Работы на ВПП продолжаются. В разводье у конца ВПП первый раз видели нерпу.
88011.97 N 135057.32 E
30 апреля -7. Облачно. К вечеру погода улучшилась.
Сумели принять МИ-8 с подбазы "Борнео" на котором привезли второй трактор (прилетели начальник экспедиции "Арктика-2003" Богданов, Бахметьев, механик Ведянин). Трактор самостоятельно по сходня, сошёл на лёд. Ночью погода ещё более прояснилась. Работы на ВПП стали более интенсивными т.к. в плане стоит первый борт АН-12.
88012.74 N 135032.75 E
01 мая Праздник.
Прилетел АН-12. Командир - Рыбаков. Экипаж совместно с РП осмотрел полосу. Приняли решение продолжать полёты. Привезли: шиты от ПДКО, 8 бочек ГСМ, сани, собачку.
88014.33 N 133040.04 E
02 мая -10. Солнечно.
Прилетел 2-ой борт АН-12. Привезли 28 бочек ГСМ, щиты ПДКО.
88016.82 N 132040.70 E
03 мая -10. Туман.
Весь личный состав постригся наголо. В 15.00 трещина прошла поперёк ВПП в районе 600 метровой отметки. Трещина дышит. Амплитуда расхождения -10-50 см. Строительство на ВПП продолжаются в дистальном участка 57 градусов.
88013.64 N 13002.01 E
04 мая -5. Ясно.
Продолжаются работы на ВПП. В 18.30 прошла вторая поперечная трещина через полосу. Разделив ей на участки 600-150-300 м. К счастью не отмечена тенденция к расхождению. Принято решение к частичному "бутению" трещин. Работы по кайлению ВПП продолжаются круглосуточно. К ночи ледовая обстановка - спокойная. Трещины частично сошлись и после телефонного разговора с командиром принято решение на вылет.
88013.62 N 132046.36 E
05 апреля -20. Ясно.
Благополучно приземлился 3-ий борт АН-12. Командир совместно с РП и начальником станции осмотрели участок полосы где располагались трещины. Честь и хвала командиру Андрею Рыбакову, который взял на себя ответственность за решение о продолжении завоза.
88013.22 N 134032.13 E
06 апреля -16. Ясно.
Совершено 2 рейса АН-12. Завезены дома "Колпино", ГСМ. На станцию прилетели последние члены СП-32 - Казунин, Катраев, Астахов, Гузенко. При рулежке по полосе первого борта всё могло кончится трагически т.к. левое шасси ушло под лёд но потом перевалилось и переехало на противоположный кусок льдины. Взлёт был сложный. Тем не менее командир совершил второй полёт. Взлетел удачно. Фактически весь генеральный груз (за исключением ГСМ) был доставлен на льдину.
88017.88 N 138042.35 E
07 апреля -17. Ясно.
Трещины несколько разошлись до 50 см. Надеемся на их схождение. Работы по удлиннению ВПП продолжаются непрерывно. Очень помогают мотопилы "Партнёр" Ими проводятся запилы ледяных "чемоданов" с последующим их кайлением и удалением с полосы.
88016.77 N 14106.26 E
08 мая -14. Ясно.
Ледовая обстановка резко ухудшилась. Первая трещина разошлась до 50 см., вторая на 3-4 м. и между ними прошла 3-я вдоль полосы, что практически исключает возможность дальнейших полётов АН-12. На льдине РП Круглов, которого необходимо вывезти на материк. Сегодня впервые ужинали в новой кают компании (Арктический модуль Арктика-10).
88017.63 N 141054.99 E
09 мая -14. Ясно.
Праздник. День Победы. Работы на ВПП продолжаются по удлинению. Участок 600 м. - недостаточен для приёма АН-26. Вечером праздничный ужин.
88019.19 N 142030.86 E
10 мая -11. Сильный ветер, метель.
Вторая трещина сошлась полностью. Сегодня была первая радиосвязь с СПб и Антарктидой.
88022.35 N 141056.30 E
11 мая -10. Ветер, метель.
Собрали первый ПДКО под рефкамеру. Ледовая обстановка без изменений.
88024.33 N 13807.51 E
12 мая -10. Сильная пурга.
Наружных работ нет. Ледовая обстановка: 600 метров сохраняются. Решено удлинять по курсу 47 градусов. Несколько изменён угол разметки. Ведутся телефонные переговоры с командиром Иваном Деденко по поводу возможности посадки.
8809.33 N 131027.03 E
14 мая -11. Пасмурно.
Все силы брошены на удлинение ВПП по курсу 47 градусов. Максимальная возможность удлинения 50-80 м. Преодолевать их приходится с большим трудом из-за сильной заторошенности. Большое подспорье в мотопиле "Партнёр". Но самое главное в труде полярников, которые работают кайлом с полной самоотдачей. Получено принципиальное согласие на вылет Деденко к нам.
8804.34 N 129042.35 E
15 мая -9. Ветер слабый. Погода улучшается.
Работы на ВПП продолжаются. Все в ожидании АН-26. Ледовая обстановка без изменений. У края ВПП в разводье постоянно видим нерпу.
8805.70 N 12903.03 E
16 мая -10. Ясно. Солнечно.
АН-26 стоит в плане, но из-за проблем с ГСМ не вылетает. Собрали еще один ПДКО. Сегодня юбилей высадки - месяц на льдин
8805.81 N 12604.80 E
17 мая -12. Ясная, хорошая погода.
Прилетел последний самолёт. Командир (АН-26) - Деденко. Посадка удачная. Разворот на полосе у отметки 400 м. На станцию прилетел координатор экспедиции на о.Средний Ю.Баранов. Привезли остатки продуктов с о. Средний. Короткий прощальный ужин. На самолёте улетел РП Круглов.
8805.90 N 12508.56 E
18 мая -11. Тихо. Солнечно. Небольшой снег.
Перенесли мясо в домик ПДКО (холодильник). Начались работы по сборке модулей "Колпино". При разборке щитов выяснилось - торцевые щиты не соответствуют конструкции домиков. Их придётся полностью переделать (обрезать по двум краям, по 12 и 16 см. соответственно. Что влечёт соответственно полную разборку щитовой конструкции, уборку утеплителя, резку арматуры, подгонку наружных покрытий и обратную сборку.
8807.75 N 123053.75 E
19 мая -9. Солнечно.
Сегодня производили переезд с базирования РП у ВПП в основной лагерь. На санях трактора, аккуратно перевезена палатка Арктика-10 и КАПШ-2. Из хоз. работ произведена полная разборка и сортировка грузов и продуктов питания.
8804.63 N 121028.01 E
20 мая -11. С утра солнечно. К вечеру усилился ветер.
Продолжаем перевозку имущества в основной лагерь. Бригада по сборке домов "Колпино" столкнулась с большими трудностями (при транспортировке, щиты во многих местах проломлены, уключины и места скрепления сорваны или изкорёжены. Почти весь утеплитель на торцевых участках щитов сорван и обломан.Радистом и метеорологом установлены 2 мачты. Был предварительный разговор с помощником В.И.Матвиенко (представитель президента России в северозападном регионе) о завтрашнем приветствии в честь годовщины СП-1. Продолжаются работы по сборке домов "Колпино"
8807.29 N 120032.62 E
21 мая -10. Пасмурно.
Сегодня 66 годовщина высадки СП-1. По телефону переданы поздравления и пожелания от В.И.Матвиенко. Пришли приветственные поздравления от Чилигарова, мэрии Москвы, АН, ААНИИ.
8807.89 N 120026.74 E
22 мая -10. Пасмурно.
Собран ещё один ПДКО. Продолжается мучения по сборке домов "Колпино". Запущена новая печь "Факел", Омского объединения "Полёт". Печь отрекомендовала себя с самой лучшей стороны. Сегодня в вахтенном журнале зафиксировано первое распоряжение начальника станции о вынесении благодарности Астахову М.П. за наладку и подключение всех электронных систем станции. Началось строительство дизельной.
88010.37 N 12006.84 E
23 мая -8. Погода ухудшается.
Отдельная бригада продолжает полную разборку и переделку щитов домов "Колпино" (из 12 щитов домика приходится полностью переделывать 4 щита - это весьма трудоёмкий и длительный процесс усугубляющийся нехваткой лесостройматериапов и свморезов).
88012.75 N 117046.02 E
24 мая -7. Пурга.
Наружных работ нет. Порывы ветра до 25-30 м/с. Сорваны две палатки Арктика-10 вместе с крепежом. (25 мая - Отметили месяц пребывания на льдине.)
88022.72 N 107039.99 E
26 мая -4. Ветер стих.
Начались работы по ликвидации последствий сильной пурги (установлены и ещё сильнее закреплены палатки Арктика-10, раскопаны хозяйственные предметы, щиты от домов, возобновились строительные работы).
88020.13 N 106017.24 E
27 мая -5. Пасмурно. Тихо.
Продолжаются строительные работы. Стараемся использовать погоду для форсирования строительства домов. Сегодня 300 лет Санкт-Петербургу. Был прямой эфир с радио Петербурга. Сегодня провели первую баню.
88024.52 N 103051.84 E
28 мая -2. Тепло. Солнечно. Приближается лето.
Сегодня день пограничника, поздравили Корецкого. Из-за резкого повышения температуры запустили один ДГ. Заработала холодильная камера. Теперь за мясо спокойны. Что бы дать нагрузку на генератор, впалатках включили электронагреватели. Соляровые печи погашены, что уже стало значительной экономией ГСМ.
88024.51 N 103024.37 E
29 мая -2. Солнечно.
Все силы брошены на монтаж домов "Колпино". Днём районе ВПП прошла большая трещина, которая сразу разошлась на 1-2 м. но саму полосу не затронула. Правда к вечеру полностью сошлась. Принято решение - разметку площадки для сброса перенести в другое место.
88023.64 N 102038.11 E
30 мая -3. Ясно. Солнечно.
Продолжаются хоз. строй. работы. Установлена аппаратура для метео наблюдений и установлена площадка для ледоисследований, т.к. с 1-ого числа начинается регулярная передача научных данных в центр. Сегодня был разговор с Бедрицким, которого избрали президентом Всемирной метеорологической организации. Он пожелал полярникам плодотворной работы и успешного дрейфа.
88021.24 N 102011.28 E
31 мая -5. Переменная облачность с прояснениями.
Хоз. строй, работы по плану. Ледовая обстановка без изменений. Уже третий день барахлит пейджер. Последние два дня вместо букв даёт вопросы. Удалось дозвонится до Орлова, рядом с которым находились Бахметьев и начальник Красноярского УГА Бондаренко (в районе подкаменной Тунгуски).
88021.06 N 102032.23 E
01 июня -5. Пасмурно.
Сегодня состоялась первая передача метео данных и началась программа по ледоисследованиям. С сегоднешненго дня началась передача диспетчерских в 4 адреса(0рлову, Бедрицкому, Фролову, Соколову - текст один для всех). Сегодня в первый день лета, появились четыре пуночки и чайка.
88021.18 N 102051.61 E
02 июня -4. Переменная облачность.
Продолжается строительство ДЭС, сборка и утепление домов "Колпино".
88022.72 N 101059.25 E
03 июня -5. Солнечно, снег.
Продолжается утепление домов "Колпино" - резкая нехватка лесостройматериалов, саморезов, утеплителя. С нетерпением ждём сброса. Ледовая обстановка без изменений.
Россия возобновляет после 12-летнего перерыва научное освоение Арктики
16 февраля 2003 г.
Россия после 12-летнего перерыва возобновляет научное освоение высоких широт Арктики. Об этом ИТАР-ТАСС заявили сегодня в штабе полярной науки - Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте в Санкт-Петербурге.
Предстоящей весной у Северного полюса исследователи выберут льдину необходимой прочности и с прогнозируемой траекторией дрейфа для развертывания дрейфующей полярной станции с названием "Северный полюс-1/32".
В арктическом бассейне, указали в штабе, у бывшего Советского Союза с 1937 года, когда в дрейф по Северному Ледовитому океану снарядили первую мобильную экспедицию "Северный полюс-1", был непререкаемый научный авторитет. Последняя, 31-я станция, была закрыта в июле 1991 г в связи с финансовыми трудностями.
По результатам экспедиций сформирован не имеющий мировых аналогов информационный банк о природе и климате, механизмах взаимодействия океана и атмосферы, влияющих на погоду Земли. Сводки плавучих метеостанций обеспечивали бесперебойную навигацию по Северному морскому пути.
За безусловное возвращение плавучих форпостов науки на северный купол Земли выступает, в частности, вице-спикер Госдумы РФ, известный полярник Артур Чилингаров. Финансирование проекта экспедиций на дрейфующих станциях в Арктике на первом этапе ожидается из внебюджетных источников. Не исключено, что средства затем будут прописаны в бюджете комплексной Федеральной целевой программе "Мировой океан", отметили в штабе полярной науки.
Источник: NEWSru.com
Санкт-Петербург: от полярной станции "Северный полюс-32" откололась взлетно-посадочная полоса
19 января 2004 г.
От базовой льдины арктической станции "Северный полюс-32" накануне откололась 1,5-километровая часть, на которой располагалась взлетно-посадочная полоса для грузовых самолетов.
Как сообщили в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте (Санкт-Петербург), это произошло из-за потепления в зоне нахождения станции.
По информации начальника станции Владимира Кошелева, откол части льдины не повлиял на жизнедеятельность "Северного полюса-32". Никто из 12 полярников также не пострадал.
В настоящее время лагерь полярников и отколовшийся от него аэродром разделяет полынья шириной примерно в 300 метров, которая уже затягивается льдом.
В институте напомнили, что работа российских дрейфующих станций была прекращена в июле 1991 года, когда, попав в теплые воды, практически развалилась льдина, на которой находилась 31-я полярная экспедиция.
Станция "Северный полюс-32" была сформирована весной 2003 года по инициативе петербургского HИИ. Она находится примерно в 150 км от Северного полюса, в координатах 85 градусов северной широты и 157 градусов восточной долготы. Толщина льдины, выбранной для базового лагеря, составляет примерно 4-5 метров.
Первая советская научно-исследовательская станция "Северный Полюс-1" (СП-1), дрейф которой положил начало планомерному изучению природы наиболее труднодоступной части северной полярной области Земли, была организована в 1937 году. Тогда 22 марта из Москвы стартовала Высокоширотная воздушная экспедиция, основной задачей которой была высадка на дрейфующий лед в районе Северного полюса научной станции, начальником которой был Иван Папанин.
Источник: NEWSru.com
Спасенные со станции "СП-32" полярники прибыли в Санкт-Петербург
07-03-2004 источник: http://news.izvestia.ru/community/news76353
Из Шпицбергена в Санкт-Петербург прибыл самолет Ан-74. На его борту находятся 12 полярников, спасенных вчера со станции "Северный полюс-32". Этим же самолетом прилетели руководитель операции, заместитель председателя Госдумы, заслуженный полярник Артур Чилингаров, руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий, оперативно-спасательная группа МЧС во главе с заместителем министра Геннадием Короткиным.
Вчера была проведена спасательная операция, в ходе которой на Шпицбергене были задействованы два вертолета Ми-8 и Ми-26. Их экипажи "проявили высочайшее профессиональное мастерство", сказал Артур Чилингаров. "Они работали на грани возможного, совершив перелет из Шпицбергена до дрейфующей льдины на расстояние 800 км в одну сторону, - отметил он. - Эти летчики продолжили славные традиции советских и российских летчиков, работавших на крайнем Севере, во льдах".
Рано утром из норвежского поселка Лонгйир стартовал вертолет Ми-8, который прокладывал путь тяжелому вертолету Ми-26. Ми-8 должен был определить местонахождение российских полярников на дрейфующей льдине. Эта задача была выполнена успешно. Он совершил посадку на льдину, взял часть необходимого оборудования, и возвратился в Лонгйир. Ми-26, летевший следом, забрал полярников и прибыл на Шпицберген лишь несколькими минутами позже.
Сегодня утром самолет Ан-74 вылетел со Шпицбергена, чтобы доставить полярников в Санкт-Петербург в 13:30 мск. Одновременно из Лонгйира вылетел вертолет Архангельского авиаотряда Ми-26. Он взял курс на Мурманск, передает ИТАР-ТАСС.
источник: http://www.polus.ru/press06.html
"Новопеределкино", май-июнь 2003 г.
Участник экспедиции на Северный полюс советник районного собрания Ново-Переделкино Эрнест Макаренко установил флаг района Ново-Переделкино на Северном полюсе, а настоятель Патриаршего подворья в Переделкино архимандрит Владимир (Зорин) освятил на льдине дрейфующую станцию "СП-32".
В 1991 году прекратила свою работу советская дрейфующая научная станция "Северный полюс - 31". И из-за отсутствия государственного финансирования программа научных исследований Арктики была остановлена. На протяжении 12 лет в Арктике не было наших полярных станций.
В настоящее время назрела необходимость восстановления присутствия России в Центральной Арктике. Интересы экономического и геополитического характера диктуют необходимость возобновления планомерных научно-исследовательских работ, которые должны проводиться постоянно, круглогодично, а эту задачу может решить только научно-исследовательская станция на льдине. Только благодаря работам на "СП" были сделаны многие важные географические открытия: обнаружены и исследованы подводные хребты Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, получены уникальные сведения о рельефе дна и о процессах, происходящих в Арктическом бассейне. Арктика - стратегическая сырьевая база нашей страны, где находятся крупнейшие запасы нефти и газа. Это еще и уникальное место для изучения глобального всемирного потепления, так как Арктика - "кухня" погоды всего - пе.многащара, она влияет на образование циклонов, потепление течений, таяние льдов, и все это надо изучать. Именно поэтому в Арктике все чаще работают ученые из самых разных, не только приарктических стран, но даже из Китая.
И вот теперь возобновление полярных исследований стало реальностью. Инициативу президента Ассоциации полярников, Героя Советского Союза А. Н. Чи-лингарова поддержал Центр пропаганды, развития и освоения территорий Арктики и Антарктики "Полюс", взявший на себя финансовое и техническое обеспечение экспедиции. Ледовую разведку, подготовку аэродрома на льдине, авиаперелеты, завоз продовольствия, необходимого оборудования и топлива - все это выполнил центр "Полюс". Для проживания полярников на льдине им были подготовлены специальные теплые модульные домики, обеспечена постоянная радио-и спутниковая телефонная связь. Впервые для полярных исследователей созданы такие комфортные условия.
Несмотря на отсутствие государственного финансирования, возобновление полярных исследований стало возможным благодаря двум предпринимателям, членам попечительского совета центра "Полюс" Сергею Анатольевичу Михайлову и Александру Валентиновичу Орлову, которые взяли на себя полное финансирование этой важной для России программы.
В начале апреля примерно в 150 километрах от Северного полюса была найдена подходящая для дрейфа льдина толщиной 4-5 метров, на которую высадилась группа полярников из 12 человек.
20 апреля 2003 года в составе экспедиции, обеспечивающей развертывание дрейфующей станции, прибыл на Северный полюс настоятель Патриаршего Подворья в Переделкино архимандрит Владимир (Зорин), который освятил дрейфующую станцию "СП-32" и передал участникам дрейфа благословение Его Святейшества, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Там же, на льдине, отец Владимир совершил крещение трех полярников.
Участник экспедиции, советник районного собрания Ново-Переделкино Эрнест Макаренко установил флаг района Ново-Переделкино и флаг партии "Единая Россия" на Северном полюсе на дрейфующей станции "СП-32".
25 апреля 2003 года на "СП-32" прибыла правительственная делегация во главе с заместителем председателя Государственной думы А. Н. Чилин-гаровым. В ее составе были президент Академии наук I России Ю. С. Осипов, на- \ чальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ А. В. Квашнин, министр г промышленности, науки и технологий И. И. Клебанов и другие. Поздно вечером, в 22.00 по московскому времени, был поднят Российский флаг и состоялось открытие Первой российской дрейфующей станции "Северный полюс -32". А. Н. Чилингаров зачитал письменные послания президента России В. В. Путина и председателя правительства РФ М. М. Касьянова.
Сразу после открытия станции председатель Ассоциации полярников Артур Николаевич Чилингаров позвонил со льдины президенту России и доложил о том, что открытие Первой российской дрейфующей станции состоялось, и российские ученые возобновили исследования, начатые почти 70 лет назад группой исследователей под руководством Папанина.
- Обнимаю всех полярников, - сказал Владимир Путин и пожелал успешной работы возле полюса на благо России и, конечно же, удачи.
Участник экспедиции на Северный полюс, советник районного собрания Ново-Переделкино, заместитель председателя местного отделения "Ново-Переделкино" партии "Единая Россия" Эрнест МАКАРЕНКО
источник: http://www.russianpost.ru/resp_engine.asp?Path=JOURNAL/RU/Home/Article&NewsID=136
Андрей ГОРЯИНОВ,
вице-президент Московской региональной ассоциации полярников,
председатель правления Союза московских филателистов
Чрезвычайная ситуация
Филиал на льдине
3 марта 2004 года. Объявлен перерыв в заседании коллегии Минсвязи России, проходящей в конференц-зале ФГУП <эПочта России>. На выходе из зала просыпается мой мобильный телефон. На связи Санкт-Петербург, Арктический и Антарктический НИИ. Чрезвычайная ситуация на дрейфующей научной станции <эСеверный полюс-32>: утром произошел разлом льдины, под воду ушло почти все имущество станции. Двенадцать полярников и две собаки с пятидневным запасом продуктов питания и топлива остались в единственном уцелевшем щитовом домике. Удалось спасти и дизель, благодаря чему есть возможность обогреться и поддержать работу радиостанции
Несколько следующих дней страна в прямом эфире следила за ходом спасательной операции, успешно завершившейся 7 марта. Этот день стал завершающим и в работе передвижного отделения почтовой связи <эСеверный полюс>, работавшего на дрейфующих льдах Арктики с апреля 2003 года.
Научная дрейфующая станция <эСеверный полюс-32> начала работу 25 апреля 2003 года в 200 км южнее Северного географического полюса.
Памятуя о традициях, заложенных предшественниками, было признано необходимым обеспечить новую дрейфующую станцию собственным почтовым штемпелем для гашения корреспонденции.
Такая практика существовала с середины 50-х годов прошлого века, когда на дрейфующей станции <эСеверный полюс-4> впервые в истории отечественной почты было открыто почтовое отделение и изготовлен почтовый штемпель. С тех пор, вплоть до 1991 года, когда завершила работу последняя советская дрейфующая станция <эСеверный полюс-31>, каждая дрейфующая станция имела свой почтовый штемпель. С <эСП-22> штемпеля имели художественное оформление, тогда как штемпеля станции с <эСП-4> по <эСП-21> имели стандартную форму и оформление.
На почтовых штемпелях советского периода, применявшихся в отделениях почтовой связи на дрейфующих станциях, никогда не указывалось наименование предприятия почтовой связи. Более того, не издавались приказы об открытии соответствующих отделений почтовой связи, не регламентировался порядок использования специальных почтовых штемпелей, официально не назначались лица, ответственные за правильность использования и сохранность именных вещей.
При проработке вопроса почтового обеспечения научной дрейфующей станции <эСеверный полюс-32> нам совместно с представителями Департамента почтовой связи Минсвязи России, ФГУП ИТЦ <эМарка> и Московского почтамта пришлось заново создавать всю необходимую нормативную базу. В качестве предприятия связи было выбрано передвижное ОПС <эСеверный полюс>, открытое в 1995 году для почтового обеспечения научных и туристических экспедиций в Арктике. Фактически на льдине работал филиал этого передвижного ОПС. Приказом УФПС <эМосковский почтамт> была утверждена инструкция, регламентирующая работу почты в экстремальных условиях многомесячного дрейфа, назначен ответственный за использование штемпеля. Издательско-торговый центр <эМарка> изготовил специальный почтовый штемпель. На нем не указан порядковый номер станции. Это произошло потому, что вплоть до последних дней не было принято решение о наименовании станции. В проекте штемпеля, подготовленном художниками ИТЦ <эМарка>, номер <32> стоял, затем он был снят. В таком виде эскиз был утвержден и передан в производство. И лишь за 10 дней до открытия станции решением Росгидромета было утверждено официальное наименование станции - <эСеверный по-люс-32>. Но времени на то, чтобы переделать штемпель, уже не осталось.
По своему статусу ПОПС <эСеверный полюс> может принимать и обрабатывать только простую письменную корреспонденцию.
Как и в прежние годы, работа <эледового почтмейстера> сводилась к процедуре гашения письменной корреспонденции, доставляемой на станцию <эСП-32> во время авиасбросов продовольствия и топлива, а также при посещении станции морскими судами и авиацией (пока была техническая возможность приема самолетов). Суммарное количество оформленной почты за время одиннадцатимесячной экспедиции составило немногим менее 5 000 экземпляров.
Погашенную корреспонденцию также с помощью судов и авиации доставляли в ближайшее к месту дрейфа стационарное отделение связи ФГУП <эПочта России>, откуда ее направляли по назначению.
При этом, как правило, на такую почту ставился транзитный календарный штемпель стационарного ОПС, так как временной интервал между датой гашения и датой поступления почты на сортировку мог составлять до 30 дней.
И, несмотря на такую задержку, письма из Арктики всегда желанны для родных и близких полярников и многочисленной армии филателистов. Эти конверты, украшенные разнообразными сувенирными печатями и штампами, стали жемчужинами коллекций истинных почитателей полярной почты.
Подводя итоги работы отделения почтовой связи <эСеверный полюс>, необходимо сказать о завершающем периоде дрейфа <эСП-32>. В течение нескольких недель станцию крушили разломы, от некогда полуторакилометро-вой льдины остался небольшой ледяной остров. И вот3 марта произошел самый масштабный разлом, лишивший полярников почти всего - личных вещей, научной аппаратуры, транспортных средств, а главное - возможности продолжать вахту в Арктике. Показательно, что среди немногочисленного спасенного инвентаря - почтовый штемпель, который со временем займет достойное место в экспозиции Музея связи им. А.С. Попова в Санкт-Петербурге.
Там же, в Арктическом и Антарктическом НИИ, вовсю прорабатывается программа мероприятий по открытию осенью этого года новой дрейфующей станции <эСеверный полюс-33>. А это значит, что почтовая летопись освоения высоких широт будет продолжена.
|