Е.П.Сашенков "Полярная почта"
Оцифровка и корректура И.В.Капустин
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-15
Базируясь на Трикси, очередная экспедиция высадила в апреле 1966 г. коллектив станции СП-15 в точке океана с координатами 78'49' сев. шир. и 168'08' вост. долг. Станция открылась 15 апреля, начальником первой смены был В. В. Панов.
Ровно через год, 15 апреля 1967 г., начала научную вахту новая смена во главе с Л. В. Булатовым. Дрейф закончился 25 марта 1968 г.
Станции повезло: впервые в истории льдина с лагерем полярников прошла по соседству с точкой Северного полюса. Четвертого декабря 1967 г. в 6.00 от астрономического павильона (он находится в центре лагеря) до географической точки полюса было всего 1,2 морской мили. Полярники водрузили над Северным полюсом Государственный флаг и оставили бутылку с запиской.
Свидетельство своеобразного рекорда доверено традиционной бутылочной почте! Когда-нибудь ее выловят и по указанному в записке адресу - Ленинград, Фонтанка, 34 - пришлют в Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт.
Первыми на континенте среагировали на событие, произошедшее 4 декабря, радиолюбители-коротковолновики.
Для старшего радиста - Олега Брока и его коллеги Юрия Яковлева началось горячее время. Оживлялись старые связи - а их было уже около 600, устанавливались новые.
Все континенты ловили позывные дрейфующей станции - УПОЛ-15. И каждому любителю надо по почте выслать автограф с земного шара - красочную карточку коротковолновой связи.
В том же месяце, когда станция СП-15 прошла над точкой Северного полюса, автору этих строк довелось побывать на станции.
Самолет полярной авиации ИЛ-14 стартовал с самой северной точки континента - мыса Челюскин. Впервые за все время существования дрейфующих станций на льдину СП-15 совершались рейсы с береговой базы в условиях глубокой полярной ночи.
Полет oт 78-й параллели (Челюскин) до 90-й (полюс) занял пять часов.
Каждому зимовщику определена широкая программа обязательных наблюдений. Но у двоих - О. Брока и Ю. Яковлева - есть сверх того и . На них лежит дополнительная забота - обрабатывать всю филателистическую почту.
Только за период дрейфа второй смены погасила и отправила более 500 конвертов, присланных из Советского Союза и других стран.
Почту филателистов, честно говоря, считают перегрузкой. Но как бы то ни было, почта идет со всего мира. На столе - пачки писем. Не слишком ли, однако, увлеклись некоторые собиратели полярных штемпелей? Право, становится неловко, когда наблюдаешь, как радист молча ставит оттиски штемпеля, пользуясь малейшей паузой.
А отпустить рычажок телеграфного ключа удается ненадолго... Да и пауза радисту тоже нужна: хотя бы для того, чтобы вслушаться в ответное захлебывание морзянки.
...Почтовый оффис бодрствует круглые сутки. Сюда протянулось множество невидимых нитей, связывающих станцию с береговыми точками, с экспедиционным штабом в мысе Челюскин, с Диксоном, с полярными летчиками. Но вот выдалась, наконец, спокойная минутка, и разговор зашел о .
Оказалось, здесь умеют ценить увлечения. - Мы, полярники, это понимаем, и нам дорого такое внимание к сувенирам нашего дрейфа, - заверяет Юрий Яковлев.
- Скажите, а как отмечено прохождение льдины над самой северной точкой - над полюсом?
- Нам очень не хотелось прозевать этот момент. Из-за облачности долго не могли определиться и сильно волновались.
К счастью, 4 декабря, когда по прихоти волн и океанских течений мы оказались на полюсе, появились звезды, и наш магнитолог, взяв для верности четыре светила, точно рассчитал местоположение станции. Получилась точка в 1,2 морской мили, то есть около 2 километров от полюса.
...Что можно было придумать в спешке для филателистов? В тот день Олег Брок и Юрий Яковлев с особым удовольствием ставили на их конвертах свой почтовый штемпель.
Ставили рядом и уточненные координаты центральной точки лагеря по состоянию на 4 декабря 1967 г.: 89'58,8' сев. шир. и 102'13,4' зап. долг.
Так что почта в меру своих возможностей засвидетельствовала этот исторический момент.
- Надеемся, филателисты будут довольны, - продолжал Юрий Яковлев.- Во всяком случае, нам очень приятно за тех, кто получит конверты с датой прохождения СП-15 в районе Северного полюса. Думаю, это хороший почтовый сувенир: ведь прежде никогда еще не было гашения там, где сходятся все меридианына самой Земли...
Действительно, конверть1 станции с гашением 4 декабря 1967 г. оказались интересным почтово-филателистическим документом.
Гашение выполнено черной краской, как, впрочем, почти все гашения этой станции. Лишь небольшое количество конвертов в первый период дрейфа гасили в течение двух дней фиолетовой штемпельной краской. Примерно в такой же пропорции распределяются orтиски сопроводительного служебного штампа.
Фирменный конверт станции СП-15 выпускался только одного образца. Кстати, вторая смена зимовщиков испытывала острую нехватку этих конвертов.
Полеты в период 1-й смены
3.5.1966 г. Гашение черной краской. Прибытие 10.6.1966 г.
5.7.1966 г. Гашение черной краской. Прибытие 12.7.1966 г.
8.7.1966 г. Гашение черной краской. Прибытие 12.7.1966 г.
25.9.1966 г. Гашение черной краской. Прибытие 28.9.1966 г.
24.3.1967 г. Гашение черной краской. Транзитный Диксон, 28.3.1967 г. Прибытие в Ригу 4.4.1967 г.
2.4.1967 г. Гашение черной краской. Прибытие 7.5.1967 г. в Москву в Москву в Москву в Москву штемпель: в Москву
Полеты в период 2-й смены
19.4.1967 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 26.5.1967 г.
4.12.1967 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 6.1.1968 г.
19.12.1967 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 31.12.1967 г.
23.12.1967 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 3.1.968 г.
25.3.1968 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 8.4.1968 г.
|