Русские доспехи
Вступительная часть: А.Кирпичников
Аннотации: А.Юрасовский
Художник: В.Семенов
Оцифровка и корректура: Игорь В.Капустин

Наука о древнем русском вооружении имеет давнюю традицию: она зародилась с момента находки в 1808 году на месте знаменитой Липицкой битвы 1216 года шлема и кольчуги, возможно, принадлежавших князю Ярославу Всеволодовичу. Историки и специалисты по изучению древнего оружия прошлого столетия А. В. Висковатов, Э. Э. Ленц, П. И. Савваитов, Н. Е. Бранденбург придавали немалое значение сбору и классификации предметов воинского снаряжения. Они же начали расшифровку и его терминологии, включавшей слова как европейского, так и азиатского происхождения. В наше время традицию изучения военного дела и оружия Руси (IX-XVII века) успешно продолжили и глубоко обосновали советские исследователи А. В. Арциховский, Б. А. Рыбаков, Б. А. Колчин, А. Ф. Медведев, М. Г. Рабинович, М. М. Денисова, Н. В. Гордеев и другие. Они посвятили свои труды изучению средств защиты и нападения, их изготовлению и распространению, обратив внимание на способы ведения боя древнерусских ратников. Эволюцию оружия они справедливо рассматривали как явление, тесно связанное с экономической базой общества. Оружейное дело сосредоточило в себе лучшие достижения производства и творческие усилия многих поколений русских ремесленников. По количеству найденного и сохранившегося в музейных собраниях вооружения - не менее 8000 предметов (не считая многих наконечников стрел) - находки средневековой России имеют международное научное значение.
Вооружение, тактика боя, весь строй военного дела с IX по XVII век прошли ряд этапов своего развития.
В IX-X веках сложился, по существу, новый комплекс боевых средств, который в течение последующих веков претерпел постепенные изменения. Молодое государство выдвинуло многочисленную и, в значительной степени, тяжеловооруженную армию, оснащенную всеми видами тогдашних наступательных и защитных средств. На полях сражений появились отряды-полки, сражавшиеся в организованном боевом порядке, по определенным тактическим правилам.
В начальный период существования Киевской державы военные действия вела, в основном, пехота. Все более значительное давление южных соседей Руси -кочевников и оформление феодальной организации общества приводят в середине и во второй половине X века к выдвижению на первый план конницы, в дальнейшем подразделившейся на легкую (лучников) и тяжеловооруженную (копейщиков). Главнейшее оружие всадника - копье, лук и стрелы, меч и сабля.
Растущее преобладание кавалерии не означало, однако, что пехота вовсе исчезла. В оснащении пехотинцев, также часто подразделявшихся на лучников и копейщиков, особенно популярным был топор.
В XII - первой половине XIII века убыстряется темп развития боевой техники. С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляется шлем с полумаской и круговой бармицей, полностью закрывавшими лицо, массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитной одежды свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем. Утяжеление снаряжения не было таким значительным, как в Западной Евроле, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.
Собственно боевая одежда, по древнерусским понятиям, именно она - без шлема - и называлась доспехом; позднее этим термином стало называться все защитное снаряжение воина. Среди боевых прикрытий тела кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась с X по XVII век.
Кроме кольчуг, на Руси была принята, но до XIII века не преобладала, защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по XV век, чешуйчатые - с XIII по XVII век. Последний вид доспеха отличался особой эластичностью. В том же XIII веке распространяется ряд таких, усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные зерцальные бляхи, наручи.
В 1237-1241 годах на Русь обрушились полчища хана Батыя. Завоевание затормозило развитие страны, но не подавило самостоятельности русского военного дела и, более того, способствовало его ускоренному прогрессу. Военные перемены того времени характеризуются усилением значения пехоты, растущим применением средств дальнего боя - луков, самострелов, камнеметов, ускоренным преобразованием кольчатой защитной одежды в пластинчатую.
Во второй половине XIII-XIV веках сохраняется во многом восходящая от домонгольского периода общеевропейская линия развития русского вооружения. Появились: колющий меч, более изогнутая, чем веком раньше, сабля, создается законченная система наборного доспеха, распространяются треугольный щит, топоры-булавы, шестоперы, самострелы. Наряду со шлемом традиционной сфероконической формы входит в употребление невысокое куполовидное изголовье - шишак.
Около 1380 года на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако традиционное холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, шлемы, панцири, круглые щиты, булавы, кистени, шестоперы и в период употребления огнестрельного оружия, в течение двухсот лет, практически без существенных изменений сохраняются на вооружении.
Девять столетии (с IX по XVII век) над созданием и усовершенствованием защитного и наступательного вооружения трудились мастера-оружейники русских городов.
Разнообразное и совершенное вооружение немало способствовало ратным подвигам и боевой славе русских воинов, в течение веков отстаивавших свободу и независимость своей Родины. К сожалению, красочные издания, посвященные древнерусским доспехам и оружию, редки. Попытку восполнить этот пробел и ставит своей целью этот комплект открыток.
Московский художник Владимир Семенов, уже известный своими иллюстрациями к "Слову о полку Игореве", а также сериями открыток, посвященных истории Москвы, обратился на этот раз к русскому доспеху. В своих работах он как бы оживил страницы прошлого, изобразив русских воинов в привычной для них обстановке, в красочном и достоверном боевом убранстве.
Конечно, эта работа не претендует на то, чтобы ее рассматривали как научное пособие или типологический справочник, задача ее другая - показать возможно шире и разнообразнее старинные русские доспехи, представить тот изобразительный материал, которого так недоставало всем тем, кто любит русскую историю и культуру.

Русский военный мундир

Военная форма - это не только одежда, которой положено быть достаточно удобной, прочной, практичной и легкой, чтобы человек, несущий тяготы ратной службы, был надежно защищен от превратностей погоды и климата, но и своего рода визитная карточка любой армии. С тех пор как униформа появилась в Европе в XVII веке, представительская роль мундира была очень высока.
Мундир в старину говорил о том, в каком чине состоял его носитель и к какому роду войск он принадлежал, а то и в каком полку нес службу. Но у воинского одеяния было еще одно функциональное назначение - то, которое оправдывало яркость его расцветки, - облегчить командование боевыми порядками на поле боя. Для того чтобы командиры могли разбираться в обстановке, их подчиненные должны были носить мундиры, не только издалека заметные и броские, но и отличные от тех, в которые были одеты солдаты неприятеля. Исходя из этого, государства унифицировали покрой и цвета мундиров (отсюда название "униформа") своих войск. При этом пехоте присваивались одни цвета, кавалерии другие, артиллерии третьи... Так как все три рода войск также могли делиться (конница, например, состояла из драгун, кирасир, улан, гусар и т. д.), то форма становилась все красочнее и пестрее. Но основные цвета оставались традиционными: у англичан красные, у французов синие, у австрийцев белые, у русских... О русской военной форме мы расскажем подробнее.
В русской армии единообразная форма одежды для войск была введена в период реформ конца XVII - начала XVIII века, в правление Петра I. Созданное по образцу западноевропейского, обмундирование у пехоты и артиллерии включало в себя кафтан, под который надевались камзол, короткие штаны, чулки и башмаки; у кавалерии - кафтан, камзол, лосины. Цвета соответственно были: темно-зеленый и красный в пехоте, синий и красный в кавалерии, красный в артиллерии. Шляпы у всех родов войск были черные. Знаками различия для офицера служили металлическая пластина, носившаяся на шее, шарф через плечо и галуны по обшлагам кафтана.
Такова была основа, на которой развивалась военная форма в течение XVIII столетия. Мундир эволюционировал по пути большого разнообразия, функционального совершенствования и зачастую неоправданного усложнения.
Усилившееся разнообразие вызывалось появлением новых разновидностей войск. Так, если регулярная кавалерия петровского времени состояла из одних только драгун, то позднее были учреждены карабинеры, кавалергарды, пикинеры, конные егеря, легкоконные полки и т. д.
Во второй половине XVIII века армия получает плоские погоны и эполеты, которые первоначально носятся на левом плече, не давая сползать патронной сумке. Одновременно они служат знаком различия полков.
Плащи заменяются шинелями, офицеры вне строя получают сюртуки.
Форма, установленная в 1786 году, была самой удобной из всех, которые видел XVIII век. Армию по инициативе Г. Потемкина одели в мундиры свободного покроя, куртки, просторные шаровары, сапоги (бывшие до этого только у кавалеристов) и легкие практичные каски. Тогда же обмундирование поменяло цвет на светло-зеленый.
Однако общая тенденция развития обмундирования все же шла в ином русле - удобство и практичность приносились в жертву моде. Условия местного климата совершенно игнорировались, и на русскую почву слепо переносились образцы западноевропейской формы, бывшей сущим мучением для солдата. Дело доходило до того, что тогдашние инструкции предписывали рекрута "одевать мало-помалу, из недели в неделю, дабы не вдруг его связать и обеспокоить". Нелепые пудреные парики и накладные усы комментариев не требуют...
В XVIII веке на российском престоле побывали два ярых поклонника прусской военной системы, Петр III (правил несколько месяцев в 1761-1762 годах) и Павел I (1796-1801), для которых казарменные порядки Фридриха Великого были идеалом. С именами этих императоров связано принятие русской армией самого неудобного обмундирования за всю ее историю.
Пестрая мозаика старинных мундиров интересна не только искусствоведу, которому знания в этой области нужны для атрибуирования анонимных портретов. За каждой реалией, дошедшей из глубины веков, стоят страницы прошлого нашего отечества, люди, что были нашими предками, и события, в которых они участвовали. Военная форма XVIII века воскрешает в памяти народа подвиги в Северной войне, имена П. Румянцева, А. Суворова, Ф. Ушакова, А. Сенявина, громкие победы, овеявшие боевой славой русские знамена. Словом, старинный мундир - это красочная часть истории нашей родины, истории, которую должен знать каждый ее гражданин.
Предлагаемый Вашему вниманию комплект открыток не претендует на то, чтобы дать исчерпывающие сведения по этой необъятной теме - эволюции русского военного обмундирования XVIII столетия. Задача его гораздо скромнее - отобразить наиболее характерные образцы униформы всех основных родов войск в различные периоды между 1700 и 1800 годами. Для этого художнику пришлось пересмотреть многие десятки старинных книг, альбомов и документов, а также долго и кропотливо трудиться в архивах и запасниках музеев.
Комплект познавательных открыток "Русский военный мундир XVIII века", выполненный Владимиром Семеновым, - это уже не первая работа художника, посвященная военной тематике прошлому русской армии. Его же авторству принадлежит комплект открыток "Русские доспехи X-XVII веков", логическим продолжением которого служит настоящий выпуск.
Есть все основания полагать, что работа художника найдет широкую аудиторию среди людей, интересующихся отечественной историей.

Форма Русской армии 1756-1796 годов.
Вступительная часть и автор текстов: Г. Меерович
Оцифровка и корректура: Игорь В.Капустин

В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает особое место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения российских войск.
Уровень развития русской экономики составил серьезную базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства холодного и огнестрельного оружия. Возросла численность легкой кавалерии. Стало больше артиллерии, инженерных и егерских команд, состоявших из метких стрелков, снабженных "винтовальными" ружьями. Введение военной формы, удобной в боевых и походных условиях, проходило непросто.
В ходе Семилетней войны (1756-1763) и длительное время после ее окончания мундиры офицеров и солдат русской армии в основном мало отличались от обмундирования прусских войск. Различие состояло главным образом в расцветке одежды. С появлением в русской армии гусаров для них было установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у австрийских имперских войск. Изменения в покрое одежды и перемена отдельных ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли внешнего облика воинов. Однако в ходе военных реформ 80-х годов, учитывавших опыт русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась более удобная, чем раньше, военная форма. Инициатором ее введения стал поддерживаемый передовыми военными деятелями страны президент государственной военной коллегии генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. Добиваясь введения в русских войсках более простой и удобной одежды, он убедительно доказывал, что в результате этих перемен "солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее". Объясняя, почему в нашей стране появилось неудобное обмундирование, Потемкин писал: "В Россию, когда вводилось регулярство, вошли офицеры иностранные с педантством тогдашнего времени, а наши, не зная прямой цены вещам военного снаряда, почли все священным и как будто таинственным. Им казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах, клапанах, обшлагах, в ружейных приемах и протчем. Занимая себя таковою дрянью, и до сего времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а что касается до исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено доброте, а стрелять почти не умеют. Словом, одежда войск наших и амуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов... Красота одежды военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением. Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость; всякое щегольство дблжно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, иждивения и слуг; чего у солдата быть не может... Завивать, пудриться, плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. На что ж пукли? (букли). Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал - то готов..." Далее Потемкин отмечал: "Когда эскадрону или целому полку назначается строй, то до двенадцати часов употребить им непременно должно для убирания себе взаимно кос и препроводить целую ночь в сем безпокойстве без сна; отчего неминуемо должно последовать неизбежное упущение в других нужных исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом ночь в изнурении, не имеют они силы исправить других своих дел, как, например, вычистить и накормить своих лошадей; или если в сём упущения не сделают, то, не будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало способны к таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила".
Преимущества нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские солдаты могли оценить тотчас после его появления в войсках. На смену узкому, сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка из толстого, прочного сукна. Ее короткие полы спереди были подогнуты кверху и пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки, был разрез. Теперь ничто не стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет куртки, отворотов, лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, зависел от рода войск. Медные пуговицы, начищенные до блеска, украшали лацканы, обшлага и воротник куртки. На левом плече у воротника также пришивалась пуговица. К ней пристегивался погон либо эполет. Основным назначением эполета было удержать от сползания с плеча перевязи патронной сумы. Куртка глухо застегивалась на крючки и петли, пришитые к бортам лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и опускались вниз. В холодное время солдаты надевали под куртку короткий камзольчик без рукавов. Удобными и просторными были суконные штаны (шаровары). На обе штанины внизу для прочности нашивались кожаные краги.
На смену черным солдатским треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные головые уборы - каски. "Каска,- писал Г. А. Потемкин,- сверх выгоды и способности в употреблении своем имеет перед шляпой ту предпочтительность, что вид дает пригожий солдату и есть наряд военный характеристический". Каски делались из кожи, а также были поярковыми и .фетровыми. Они состояли из круглой тульи и козырька. По верху Каски шел поперечный гребень (плюмаж) из шерсти, волоса или перьев. Сзади, в нижней части каски, крепились две суконные лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз, скрещивались спереди на шее, прикрывая при этом уши.
Солдатская прическа стала гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко, по народному выражению, "в скобку". Новая летняя форма также не была обременительна для солдат, так как "строилась" из полотна.
В 1788 году во всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г. А. Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по образцу солдатских. Однако каски были без лопастей с золотым галуном у козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины П. В остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и обер-офицеров остались без изменений. Свою прежнюю форму сохранили гвардия и гусарские полки.
Удобная и практичная "потемкинская" форма сохранялась недолго - всего десять-двенадцать лет. Она была полностью отменена Павлом I - фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и организатором "опруссачивания" российских войск.
В данную подборку наряду с редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены малоизвестные изображения солдат и офицеров в "потемкинской" военной форме. Значительная их часть была исполнена молодым талантливым рисовальщиком и гравером Х.-Г. Гейслером (1770-1844) в последней четверти XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели славные защитники Отечества Российского - герои Кинбурна, Очакова, Фокшан, Рымника и Измаила. С документальной достоверностью переданы как военная форма, так и типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти работы лишь в известной мере могут заменить нам не созданные в свое время именные портреты рядовых участников русско-турецкой войны 1787-1791 годов, прославивших себя отвагой, мужеством и самоотверженностью.