Гербы губерний Российской империи
Астраханский Астраханский Бесарабский. Кишинев
Великий Устюг Виленский Витебский
Вологодский Владимирский Волынский. Житомир
Воронежский Вятский Гродненский
Екатеринославский Таганрогский Енесейский. Красноярск
Иркутский Казанский Калужский
Камчатский. Петропавловский порт Киевский Ковенский
Костромской Кубань Курляндский. Митава
Курский Лифляндский. Рига Минский
Могилевский Московский Нижегородский
новгородский Олонецкий. Петрозаводск Оренбургский. Уфа
Орловский Пензенский Пермский
Каменец-Подольский Полтавский Псковский
Рязанский Самарский Санктпетербургский
Саратовский Сибирь Симбирский
Смоленский Таврический. Симферополь Тамбовский
Тверский Тифлисский Тобольский
Томский Тульский Харьковский
Херсонский Одесский Оренбургский
Черниговский Эстляндский. Ревель Ярославский
Царства Польского. Варшава Великаго Княжества Финляндского. Гельсингфорс

§ 1. Российский Государственный герб есть в золотом щите черный двоеглавый орел, коронованный двумя Императорскими коронами, над которыми третья такая же, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем. Главный щит (с гербом Государственным) увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения Святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная Императорскою короною, усеянная Российскими двоеглавыми орлами и подложена горностаем. На ней червленая надпись: С нами Бог! Над сению возникающая Государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке оной крестом. Полотно Государственной хоругви золотое; на ней изображение среднего Государственного герба, только без окружающих оный девяти щитов.

§ 2. Вокруг главного щита щиты с гербами Царств и нижеозначенных Великих Княжеств:
I. Герб Царства Казанского: в серебряном щите черный коронованный дракон; язык, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые.
II. Герб Царства Астраханского: в лазуревом щите золотая, подобная Королевской, корона, с пятью дугами и зеленою подкладкою; под нею серебряный восточный меч, с золотою рукоятью, острым концом вправо.
III. Герб Царства Польского: в червленом щите серебряный коронованный орел, с золотыми клювом и когтями.
IV. Герб Царства Сибирского: в горностаевом щите два черные соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной золотую пятизубцовую корону, другою червленый лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз, поставленные стрелы.
V. Герб Царства Херсониса Таврического: в золотом щите черный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами, орел, с червлеными языками и золотыми клювами и когтями; на груди, в лазуревом, с золотыми краями, щите, золотой осьмиконечный крест.
VI. Герб Царства Грузинского: щит четверочастный, с оконечностию и малым в средине щитом. В среднем малом щите герб Грузии: в золотом поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в лазуревом вооружении, с золотым на груди крестом, в червленой приволоке, сидящий на черном коне, покрытом багряницею с золотою бахромою, поражающий червленым копьем зеленого, с черными крыльями и червлеными глазами и языком, дракона. В первой части - герб Иверии: в червленом щите серебряный скачущий конь; в углах, верхнем левом и нижнем правом, серебряные звезды о восьми лучах. Во второй части - герб Карталинии: в золотом щите зеленая огнедышащая гора, пронзенная крестообразно двумя черными стрелами, остриями вверх. В третьей части - герб Кабардинской земли: в лазуревом щите, на двух серебряных, крестообразно, остриями вверх, положенных стрелах, малый золотой щит с червленым, обращенным вправо, полумесяцем; в трех первых четвертях серебряные шестиугольные звезды. В четвертой части - герб Армении: в золотом щите червленый коронованный лев. В золотой оконечности - герб Черкесских и Горских Князей: скачущий на черном коне черкес, в серебряном вооружении, червленой одежде и черной из меха приволоке, с черным копьем на правом плече.
VII. Соединенные гербы Великих Княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского: в щите, разделенном вилообразно на три части. В первой лазуревой части - герб Киевский: Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Во второй червленой части - герб Владимирский: золотой львиный леопард, в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест. В третьей серебряной части - герб Новгородский: два черные медведя, поддерживающие кресла золотые с червленою подушкою, на коей поставлены, крестообразно, с правой стороны скипетр, а с левой крест; над креслами золотой трисвечник с горящими свечами; в лазуревой окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы.
VIII. Герб Великого Княжества Финляндского: в червленом щите золотой коронованный лев, держащий в правой лапе меч прямой, а в левой меч выгнутый, на который опирается заднею правою лапою лев, сопровождаемый восемью серебряными розами.
Все сии щиты увенчаны принадлежащими им коронами.
Внизу главного щита (с гербом Государственным) Родовой Его Императорского Величества герб. Щит рассеченный. Справа - герб рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Слева - герб Шлезвиг-Голстинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностию и малым на середине щитом; в первой червленой части - герб Норвежский: золотой коронованный лев с серебряною галлебардою; во второй золотой части - герб Шлезвигский: два лазуревые леопардные льва; в третьей червленой части - герб Голстинский: пересеченный малый щит, серебряный и червленый; вокруг оного серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита; в четвертой червленой части - герб Стормарнский: серебряный лебедь с черными лапами и золотою на шее короною; в червленой оконечности - герб Дитмарсенский: золотой, с подъятым мечом, всадник на серебряном коне, покрытом черною тканью; средний и малый щит также рассеченный: в правой половине герб Олъденбургский: на золотом поле два червленые пояса; в левой герб Делъменгорстский: в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом, крест. Сей малый щит увенчан Велико-Герцогскою короною, а главный Королевскою.

§ 3. Над сению главного (с Государственным гербом) щита шесть щитов: I. Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Великороссийских: дважды рассеченный и дважды пересеченный, с оконечностью. В первой лазуревой части - герб Псковский: золотой барс; над ним выходящая из серебряных облаков десница. Во второй серебряной части - герб Смоленский: черная пушка; лафет и колеса в золотой оправе; на запале райская птица. В третьей червленой части - герб Тверской: золотой трон; на нем Царская, на зеленой подушке, корона. В четвертой серебряной части - герб Югорский: две в червленой одежде руки, выходящие справа и слева из лазуревых облаков и держащие крестообразно два червленых копья. В пятой серебряной части - герб Нижегородский: червленый идущий олень, рога о шести отростках и копыта черные. В шестой золотой части - герб Рязанский: Князь в зеленом одеянии и в опушенной соболем шапке, с червленою епанчею, и в таковых же сапогах, держит в правой руке серебряный меч, в левой черные ножны. В седьмой червленой части - герб Ростовский: серебряный олень с золотым ошейником. В восьмой серебряной части - герб Ярославский: черный, идущий на задних лапах медведь, голова прямо, держащий в левой лапе золотую секиру на таковом же ратовище. В девятой лазуревой части - герб Белозерский: две накрест положенные серебряные рыбы; над ними серебряный же полумесяц; в правом углу золотой крест, с шариками на концах. В черной оконечности - герб Удорский: идущая серебряная лисица, с червлеными глазами и языком.
II. Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Юго-Западных, разделенный вилообразно на три части. В первой червленой части - герб Волынский: серебряный крест. Во второй лазуревой части - герб Подольский: золотое солнце о шестнадцати лучах; над ним золотой крест. В третьей серебряной части - герб Черниговский: черный коронованный с червленым языком орел с золотыми когтями, держащий за собою в когтях левой ноги длинный золотой крест, наклоненный к правому углу щита.
III. Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Бело-Русских и Литовских: четверочастный, с оконечностью и малым щитом на середине. В сем малом червленом щите герб Великого Княжества Литовского: на серебряном коне, покрытом червленым трехконечным, с золотою каймою, ковром, всадник (ро^оп) серебряный, в вооружении, с подъятым мечом и со щитом, на коем осьмиконечный червленый крест. В первой части щита - герб Беяостокский: щит пересеченный; в верхней червленой части - серебряный орел; в нижней золотой части - лазуревый вооруженный всадник с подъятым мечом и серебряным щитом, на коем червленый осьмиконечный крест; конь черный, покрытый червленым, трехконечным, с золотою каймою, ковром. Во второй золотой части - герб Самогитский: черный, стоящий на задних лапах, медведь, с червлеными глазами и языком. В третьей серебряной части - герб Полотский: на черном коне, с серебряною и червленою сбруею, всадник (ро^оп) в черном вооружении, с поднятою саблею; рукоять золотая, тарч червленый, с серебряным осьмиконечным крестом. В четвертой червленой части - герб Витебский: серебряный всадник в вооружении, с подъятым мечом и круглым тарчем; седло на серебряном коне червленое, покрытое трехконечным золотым, с лазуревою каймою, ковром. В серебряной оконечности - герб Мстиславский: червленый волк, голова влево.
IV. Щит соединенных гербов Областей Прибалтийских четверочастный. В первой золотой части - герб Эстляндский: три лазуревые леопардные льва. Во второй червленой части - герб Лифляндский: серебряный гриф с золотым мечом; на груди, под Императорскою короною, червленый вензель: ПВ ИВ (Петр Второй, Император Всероссийский). В третьей в четверочастном поле - гербы Курляндский и Семигалъский; в первой и четвертой серебряных четвертях - герб Курляндский: червленый лев, в червленой же короне; а во второй и третьей лазуревых четвертях - герб Семигалъский: выходящий серебряный олень, с шестью на рогах отростками, увенчанный Герцогскою короною. В четвертой червленой части - герб Карельский: две противопоставленные, поднятые вверх, руки в серебряных латах, с серебряными же выгнутыми мечами; над ним золотая корона.
V. Щит соединенных гербов Северо-Восточных Областей Империи четверочастньш, с малым щитом на середине. В сем малом червленом щите - герб Пермский: серебряный идущий медведь, на спине его золотое Евангелие, на коем серебряный крест с четырьмя лучами. В первой золотой части главного щита - герб Вятский: выходящая вправо из лазурных облаков в червленой одежде рука, держащая червленый же натянутый лук со стрелою; в правом углу червленый, с шариками крест. Во второй зеленой части, разделенной серебряным крестом - герб Болгарский: серебряный идущий агнец, с червленою хоругвию, древко золотое. В третьей серебряной части - герб Обдорский: черная идущая лисица с червлеными глазами и языком. В четвертой зеленой части - герб Кондийский: дикий человек с дубовым на голове венком и дубовым же поясом, держащий правою рукою на плече серебряную булаву.
VI. Герб Туркестанский: в золотом щите черный идущий единорог с червлеными глазами, языком и рогом.

§ 4. Российский Государственный герб в полном его виде изображается на Государственной большой печати, также на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при Императорском Дворе собраний или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым Высочайшим повелениям, объявляемым через Министра Императорского Двора. При сем определяется каждый раз, какие должны быть украшения вокруг главного герба и между окружающими его щитами прочих гербов Царств, Княжеств и Областей, упоминаемых в пространном титуле Его Императорского Величества. (См.: Свод законов Российской Империи: В 5 кн. / Под ред. и с примеч. И. Д. Мордухай-Болтовского.- СПб.: Рус. кн. о-во "Деятель", 1912.- Кн. 1.- Т. 1, ч. 1. С. 17-19).

...§ 16. Разделение фигур. Что касается до различия фигур, на щите герба помещаемых, то они делятся на сле-дующие разряды: 1) фигуры гераль-дические, получившие это наименова-ние оттого, что, собственно, в природе не существуют и изобретены самою геральдикою, тогда как другие фигу-ры, будучи заимствованы из действи-тельного мира, видимого или невиди-мого, получили от науки только фор-му, окончательную отделку геральди-ческую, более или менее близкую к природе; 2) фигуры естественные, из природы видимой (людей, животных, стихий) или невидимой (ангелов) заимствованные; 3) фигуры вообра-жаемые, которых существованием ге-ральдика обязана воображению че-ловека, и 4) фигуры искусственные, заимствованные из области художеств, искусств и ремесл.
Великого Княжества Финляндского. В червленом щите золотой коронованный лев, держащий в правой лапе меч пря-мой, а в левой меч выгну-тый, на который опирает-ся заднею правою лапою лев, сопровождаемый восемью серебряными розами.

...§ 17. Фигуры геральдические.
Они обязаны своим происхождением разделению щита, сообразно защищаемым им частям человеческого тела, и пересечению основных линий, кото-рые, встречаясь наподобие ударов,г принимаемых на щит, образуют раз-ные фигуры. Вследствие того в щите может быть покрыта краскою или глава его, или средняя продольная по-лоса - пояс, или, наконец, ноги. Без прибавления даже иных эмблем, атри-бутов каждая такая часть щита уже составляет фигуру, которая и зани-мает одну треть щита. Точно так и по поперечному делению щита, его рас-сечению, образуется в средине его столб, занимающий также треть щита вдоль, а при встрече двух полос, раз-бивающих и рассекающих щит пбд прямым углом, крест. Далее по диаго-нальному разделению щита образуются полосы, перевязь влево, перевязь вправо, умещающиеся на пятой части щита, при полном пересечении их - перекрест, или Андреевский крест, а при встрече под углом - шев-рон или стропило.
...Кроме того, могут быть обозначены краскою: одна первая четверть щита, или треугольник, образуемый встречающимися у центра линиями, разбивающею и диагональною, равно как фигуры вроде пирамиды, вершина которой касается верхней линии щи-та, а основанием упирается в его ко-нец. Иногда означен краскою бордюр, идущий параллельно стенкам щита, и притом или просто без всяких второ-степенных прикрас, или с отделкою из цветков и лепестков лилии, и, наконец, фигура в виде большого французского "игрек".

...§ 18. II. Фигуры естественные. Они всего чаще встречаются в гербах. Западная геральдика в веко-вом своем шествии дала каждой из фи-гур этого разряда свое название, свою форму, усвоила ее цвет, положение, и если фигуры эти и перешли в наши (особенно новейшие) гербы, то не мо-жем скрыть, что мы далеко отстали от западных геральдиков в технической терминологии, у них всегда краткой, условно ясной и всеми общепринятой, у нас же описательной. Только долго-переменная практика может выработать и у нас подобные термины; тем не менее, руководствуясь иностран-ными сочинениями, мы позволим себе здесь изложить главные положения геральдики, не упуская, впрочем, из виду единственной для нас цели гово-рить только о том, что прямо или кос-венно имеет приложение к отечествен-ным гербам.

§ 19. Ангелы, человек. В ряду естественных фигур, в гербе изображае-мых, первое место принадлежит анге-лам и херувимам. Они представляются с двумя, четырьмя и шестью крыльями; человек же изображается телесного цвета, нагой, одетый, вооруженный и т. п. Голова с грудью, без рук, называ-ется бюстом; черного цвета - голо-вою мавра. Голова может быть в коро-не или повязке. Руки правая и левая, сложенные накрест, служат выраже-нием верности.

§ 20. Четвероногие животные. По правилу они должны быть обращены в правую сторону, но если они смотрят влево, то называются искривленными. Самые любимые животные, по симво-лическому их значению в гербах, лев и леопард. Первый есть представитель силы, мужества и великодушия, а вто-рой храбрости и отваги. Лев так часто встречается в гербах, что для разных его поз придуманы особые названия; но, кроме того, он различается и по цвету, которым окрашивается: есть львы красные, голубые, даже горностаевого цвета, или двух цветов. Обык-новенная геральдическая поза льва есть в профиль, так что видны одно его ухо и один глаз. Он представляет-ся стоящим на задних лапах, а перед-ними бросающимся вправо; окровав-ленный язык выходит из пасти, хвост же его поднят кверху и концом упа-дает на спину. В гербе лев часто быва-ет представлен один; но их может быть и два; если же число их больше, то они называются лъвенками. Фигура леопарда отличается от льва тем, что видна вся его голова с двумя глазами, что он представляется идущим, т. е. стоит на трех ногах, а четвертую зано-сит вперед, и что хвост его падает не на спину, а, напротив, поднят кверху и откинут. Поэтому лев, имеющий одну из исчисленных примет, леопар-ду принадлежащих, называется яео-пардоподобным лъвом; и, наоборот, леопард, заимствовавший какие-ни-будь приметы от льва, именуется лъву-подобным леопардом.
По другим приметам льву даются следующие названия: вооруженного; если его когти не того цвета, каким окрашено все тело, если высунутый язык отличается споим кровавым цве-том; коронованного, гели на голове у льва корона, обыкновенно зубчатая; смирного, если он без зубов, без ког-тей и без высунутого языка; бесхвос-того или с хвостом дракона, если ниж-няя часть тела льва оканчивается хвос-том дракона.
Рождающимся называется лев тог-да, когда бывает видна только верхняя половина его тела, а прочее скрадено, как будто бы его и не существовало; но когда в верхней части щита видны его голова, плечи, концы передних лан и хвост, то лев называется выходя-щим.
Те же выражения по изложенным приметам находят себе применение к изображениям других животных; не-которые только изъятия из этого пра-вила объясняются самим характером и жизнью зверей.
Конь, совмещающий в .себе свой-ства нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы, в гербе пред-ставляется всегда в профиль. Эмблеме этой придаются по разным положе-ниям следующие названия: лошадь на-зывается дикою, если она без узды; взнузданною, оседланною, покрытою латами, попоною; причем в точности означается, какого цвета украшение, сбруя или покров лошади. Далее конь предполагается рассерженным, беше-ным, когда поднялся на дыбы, и только играющим, когда цвет глаз отличен от цвета всего тела.
Из породы собак в гербах встреча-ются одни борзые и служат символом верности, преданности и повинове-ния; они почитаются молодыми, если без ошейника.
Кошка есть символ независимости и представляется в профиль и впрямь. Она называется напуганною, если пол-зает, и съежившеюся в таком случае, когда средина и хвост подняты выше головы.
Вояк есть символ злости, прожор-ливости, жадности и называется хищ-ным, если держит добычу, и разъярен-ным, если его глаза отличены особою от всего тела краскою.
Медведь за то, что он предвидит погоду, умеет вовремя скрыться в бер-логу, где готовит себе логовище, счи-тается символом предусмотрительно-сти и почитается проходящим, если идет, и поднявшимся, когда стоит на задних лапах.
Вол представляется взбешенным, если стоит на задних ногах, идущим, когда изображен в профиль с хвостом, падающим на спину.
Корова изображается не иначе как идущею и называется увенчанною, если у нее на голове корона, с коло-кольчиками, если он у нее висит на шее, рогатою и с копытами, если эти части ее тела отличаются цветом от всего туловища.
Бык есть символ плодородия земли.
Овца изображает собою кротость и сельскую жизнь.
Козел отличается в гербе рогами, загнутыми спирально, изображается в профиль, идущим, и служит символом весны, потому что в знаках зодиака овен соответствует марту месяцу. Агнец, эмблема доброты, называется пасхальным, если держит хоругвь с изображением креста.
Единорог, символ чистоты и непо-рочности, часто встречается на щитах гербов. Он по фигуре своей сходен с лошадью и отличается от нее рогом, которым вооружена его голова, и бо-родкою. Единорог называется присло-нившимся, когда он стоит прямо с под-нятыми передними ногами, и в оборо-нительном положении, когда хочет как бы защититься своим рогом.
Олень, по уверению натуралистов, запахом своим прогоняет змею и по-тому служит эмблемою воина, пред которым бежит неприятель. Если рога оленя, который всегда изображается в профиль, идущим, бегущим или лежащим, означены особою от всего тела краскою, то это означается при описании герба.
Лань, символ робости, изображает-ся также в профиль.
Наконец, кабан, вепрь, эмблема му-жества и неустрашимости, всегда цве-та черного и в профиль. Иногда пред-ставляется одна кабанья голова; при-чем необходимо обозначать цвет глаз и краску, которою отличены зубы ка-бана.
В этом перечне исчислены далеко не все четвероногие, находящие себе место на щитах гербов, но эмблемы других зверей встречаются реже и значение их яснее.

§ 21. Пернатые. Из птиц всего чаще встречается в гербах изображение орла, символа власти, господства и вместе с тем великодушия и прозорли-вости. Царь птиц представляется обыкновенно летящим грудью вперед, а крылья его или подняты вверх, или парят. Он бывает или об одной голове, или двуглавый. Константин Святой первый стал употреблять двуглавого орла, чтобы показать, что Империя, хотя и разделившаяся, тем не менее образует одно тело. Вследствие того двуглавый орел, цветом черный, носит название императорского.
Если язык у орла, его ноги и когти означены особою краскою в отличие от всего тела, то признаки эти опре-деляются всякий раз при описании герба. Если же вокруг его головы есть кружок, то он называется в диадеме. В одном щите может быть два орла, а если они без носу и без ног, то назы-ваются орленками.
Утки изображаются в профиль, а без клева и ног (линия в особенности утки) называются теНеИез.
Ворон, символ долголетия и преду-смотрительности, рисуется черным.
Петух, самая бойкая из всех птиц (оттого галлы приняли этот символ и носили его на оружии и знаменах), служит символом борьбы и боя. При изображении его в гербе могут быть отмечены особою (в отличие от ос-тального тела) краскою его гребешок и бородка, открытый клюв, как будто бы петух поет, и почитается готовым вступить в бой, если нога у него под-нята.
Цапля есть эмблема бдительности, пугливости и трусости.
Павлин, эмблема тщеславия, прини-мался в герб как знак победы над врагом тщеславным и гордым. Птица эта отличается своим хохолком на го-лове и длинным хвостом, который или может быть распущен, и тогда павлин изображается впрямь, а когда хвост сложен, то эмблема эта рисуется в профиль.
Феникс, который, по преданию, возрождается из огня, сгорая в нем, служит символом бессмертия.
Пеликан, кормящий птенцов своих собственною своею кровью, означает любовь родителей к детям, равно как и попечение государя о подвластных ему народах.
Журавль изображается с камнем в одной лапе и служит эмблемою бди-тельности: он стоит как бы на стороже и охраняет все стадо от нападения со стороны неприятеля.
Кроме исчисленных птиц, в гербе находят себе место, хотя и реже, и иные пернатые. Они окрашиваются или натуральным своим цветом, или другою краскою по выбору владельца герба; так, орел бывает и белый, и золотой, и красный, что всякий раз должно быть означаемо подробно.
Вместо птиц могут быть помещаемы в гербах одни только крылья их,, и притом или оба, или одно с плечом и ногою.

§ 22. Рыбы, насекомые, пресмыкаю-щиеся. Чаще других рыб употребля-ется дельфин, эмблема силы. Глаза у него могут быть освещены особою краскою, равно как плавательные перья и хвост отличаться от всего тела, или же во всех частях дельфин может быть одного цвета, без глаз и зубов, с открытым ртом и как бы из-дыхающим. Напротив, если его голова и хвост склоняются к основанию щита, дельфина считают лежащим, и игра-ющим, если рыба эта представлена в профиль, изгибается полукругом и обращается вправо хвостом и голо-вою.
Насекомые изображаются или иду-щими, ползущими, или летающими, цветом своим приближаются к нату-ральному и имеют геральдическое зна-чение, заимствованное из их качеств и примет.
Пчела и муравей служат эмблемою трудолюбия и покорности.
Бабочка есть символ ветрености, непостоянства, и помещение в гербе этого насекомого означает, что вла-детель его победил врага, отличав-шегося такими недостатками. Если на крыльях бабочки означены цветные кружки, то она носит название раз-рисованной.
Змея полагается в гербе и вдоль и поперек, нередко изображается дер-жащею хвост во рту, символ вечности.
Прочие насекомые и пресмыкаю-щиеся, хотя и употребляются в гер-бах, не имеют особенных атрибутов.

§ 23. Растения. Деревья часто на-ходят себе место в гербах, и каждое из них отличается некоторыми примета-ми и не смешивается с другими, имея свое символическое значение; но по форме, в какой деревья изображаются, они бывают или вырванные, если вид-ны корни дерева, без листьев и без ветвей.
Дуб, бывший в большом уважении у древних как символ крепости и силы, отличается по желудям и называется с плодами, если желуди обозначены особым цветом в отличие от листьев и ствола дерева.
Оливковое дерево, символ мира, отличается остроконечными листьями и своим плодом.
Сосна узнается в гербах по прямому своему стволу, расходящимся ветвям, равно как по растущим на ней шиш-кам. Древние употребляли это дерево для костров при жертвоприношениях.
Дикое вишневое дерево изобража-ется наподобие седьмисвещника.
Пальма, символ долговечности, уз-нается по развесистым листьям.
Не чужды гербам цветы, травы, колосья, плоды. Из цветов чаще встречаются в гербах розы, лилии, трилист-ник, вереск и т. д. Ствол и лепестки цветка могут быть окрашены и иною краскою в отличие от других частей его.

§ 24. Звезды, планеты и стихии. Мир изображается в виде шара, в который юдружен крест.
Солнце, символ света, богатства и юбилия, означается золотом, и если "о другого цвета, то почитается толь-:о тенью солнца. Изображается солн-,е в виде человеческого лица, окру-:енного лучистым сиянием, но в слу-чае недостатка последнего признака оно называется в затмении.
Луна, обыкновенно цвета белого, изображается без лица, а если оно есть, то должно быть обозначено. Рога луны могут быть обращены кверху или к правому краю щита, или к ле-вой его стороне, или книзу. Если два полумесяца помещены в одном щите, то они примыкают один к другому или спиною, или встречаются рогами.
Звезды очень часто употребляются в гербах и отличаются по числ'у обра-зующих их углов и цвету, которым обозначены. Он может быть даже и черный. Числом может быть звезд в гербе или одна, или две и более. Они служат символом ночи и вечности.
Комета изображается обыкновен-но с хвостом, т. е. со светлым следом.
Облака отличаются своим волнис-тым, прозрачным изображением, при-нимают самые разнообразные положе-ния и притом бывают одни без других атрибутов или же с иными приметами, напр., рукою, часто вооруженною, из облаков выходящею.
Огонь изображается в виде пламе-ни, факелов, горящих угольев и кост-ров.
Вода представляется в виде рек, источников и волн.
Земля помещается в гербах в виде гор, холмов и утесов. Чаще изобража-ется одна только вершина горы.

...§ 25. III. Фигуры воображаемые.
Они обязаны своим происхождением воображению поэтов и художников, которые, желая изобразить какой-нибудь символ и не находя для того приличного выражения в природе, или придают предметам существующим такую форму и такие приметы, кото-рые им не принадлежат, или выдумы-вают существа небывалые. Главней-шие из таких фигур здесь исчислены.
Для изображения порока и страстей порочных поэты придумали гарпию, принятую геральдикою и представляе-мую в следующем виде: голова и грудь молодой девушки, а остальная часть тела заимствована от орла, смотря-щего впрямь и имеющего распростер-тые крылья. Если следовать преданию и мифу, то гарпии имели: тело - кор-шуна, лицо и грудь - старухи, руки - вооруженные когтями.
Центавр сохраняет мифологическую форму: одна половина человечья, другая лошадиная.
Гидра есть вид дракона; изображается в профиль с семью головами, из которых низшая висит на одном волок-не. Поэты представляли гидру седми-главою и говорили, что по мере того, как отрубают одну голову, вырастает другая. Поражение этого чудовища было, говорят, самым славным подви-гом Геркулеса; посему на этот символ в гербах своих могли бы иметь право только те, которые отличались подви-гами доблести, несмотря на многие и большие к совершению их препятствия.
Гриф, баснословное животное, вполовину орел, вполовину лев, служит символом быстроты, соединенной с силою. Древние думали, что он хранит клады.
Дракон, эмблема нечистой силы, язычества, невежества, изображается в профиль с лапами грифа, на которых он и покоится; язык его похож на жало, крылья у него такие же, как у летучей мыши, а туловище оканчива-ется рыбьим хвостом.
Сирена есть морское чудовище, вполовину девица, вполовину рыба, и держит ,в правой руке зеркало с ручкою, а в левой гребень. По мифу, сирены были дочери реки Ахелоя и музы Ка-лиопы. Имена их были: Партенопа, Лигея и Левкозия соответственно трем наслаждениям: любви, музыке и вину. Сирены редко бывают эмблема-ми в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.

§ 26. IV. Фигуры искусственные.
Фигуры этого рода заимствуются геральдикою из обыкновенной жизни, войны, охоты, области наук, искусств и ремесел.
Нередки в гербах чаши, посохи, четки, кадила и т. п.
Четки образуют на Западе внешнее украшение гербов игумений, Мальтийских командоров, рыцарей и т. п. лиц.
Посох, символ духовной власти, святительства, служит вместе с митрою отличительным признаком гербов епископов, архиепископов.
Мирская жизнь вносит в геральдику скипетры, короны, драгоценные камни, одежды, домашнюю утварь и др. предметы.
Из быта военного заимствованы и внесены в геральдику знамена, сабли, шпаги, кортики, копья, пики, алебарды, шлемы, стрелы, колчаны, пушки, пули, панцири, шпоры и др.
Охота сообщила гербам также некоторые эмблемы: охотничьи рога, бичи, своры собак и др.
Мореплавание увеличило число геральдических эмблем кораблем, который может быть оснащен или рассна-щен, без парусов и мачт. Употребля-ются в гербах нередко части и принадлежности корабля: канаты, якоря, древко от якоря, кабельтовы, стеньги и т. п.
Архитектура также не осталась чужда геральдики; из нее заимствованы замки, выстроенные из разных материалов, что означается цветом и кладкою камней; башни с башенками, со стенами, окнами, решетками. Фор-мою башни бывают круглые, четырех-угольные и иного вида. Стены город-ские и замковые нередко употребля-ются также в гербах.
Из области наук и ремесел заимствованы орудия музыки и разных работ. Они отчасти распознаются по своему сходству и подобию с изображаемыми предметами, отчасти по некоторым условным приметам; так, напр., колеса от часов зубчатые и в средину их вставлен четырехугольник, тогда как колесо, употреблявшееся в средние века для пыток и мучений, узнается по остроконечиям, которыми усеян его ободок.
В гербах встречаются также ручные бабы, употребляемые для мощения улиц; далее - колокола, бараба-ны, седла, лестницы, котлы, ключи (символ безопасности и покорности) и т. п.
...Идея цветов и число их совершенно соответствует состоянию химии и физики в XI столетии. Точно так, как тогда допускали в природе четыре только стихии: воду, землю, воздух и огонь - и им приписывали четыре основных качества: теплоты, холода, влажности и сухости, так допускали четыре только цвета: черный, белый, голубой и красный, и вот в каком от-ношении цвета находились к стихиям. Черный соответствовал земле и холо-ду; белый - воде, влажности; голу-бой - воздуху, сухости и красный - огню, теплоте. Кроме этого химиче-ского значения, цвета имели еще зна-чение символическое, которое и оста-лось за ними до настоящего времени: золото означает богатство, силу, вер-ность, чистоту, постоянство; сереб-ро - невинность, белизну, девствен-ность; голубой цвет - величие, красо-ту, ясность; красный - храбрость, му-жество, неустрашимость; зеленый - надежду, изобилие, свободу; чер-o ный - скромность, образованность, печаль, и пурпуровый - достоинство, силу, могущество. (См.: Лакиер А. Б. Русская геральдика.- М.: Книга, 1990.- С. 33, 37-47).


"Тысячелетие России"

Геральдика
Название этой вспомогательной исторической дисциплины происходит от латинского слова НегаИиз - глашатай. Основным объектом геральдического исследования является герб (от польско-го НегЬ, старочешского - ЬегЬ, егЬ, от немецкого ЕгЬе - на-следство) - символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств, учреждений и т. д. Гербы име-ли также различные средневековые ремесленные корпорации - це-хи, гильдии и др.
Основной, но не единственной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов, на основе которой можно устано-вить дату и место производства того или иного предмета материаль-ной культуры, имеющего изображение герба.
Геральдика тесно связана с нумизматикой, археологией и рядом других исторических дисциплин, но в первую очередь со сфрагистикой и генеалогией. В настоящее время на предмет исследования ге-ральдики высказываются различные точки зрения. Предлагается даже заменить ее название другим - "эмблематика". И все же в узком смысле слова геральдика была и остается гербоведением.
Происхождение гербов. Появление эмблем - условных симво-лических изображений каких-либо понятий, идей и т. д.- относится к глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и первоначально олицетворяли отвлеченные понятия, например: со-ва - мудрость и др. Затем такие изображения стали знаками-сим-волами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины - сова, Коринф - пегас, Мирмекий - муравей. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они еще не являлись гербами. Различные отличительные знаки получили наследственный характер, т. е. превратились в гербы в узком значении слова, в XI- XII вв. в среде западноевропейского рыцарства. Основной причи-ной появления гербов были особенности средневекового военного доспеха, скрывавшего лицо воина. Рыцарские турниры - очень по-пулярные в средневековой Западной Европе военные состязания - привели к появлению на щитах рыцарей различных отличительных изображений и специальных лиц - герольдов, в обязанности кото-рых входило описание гербов и определение их принадлежности. Постепенно эти отличительные знаки стали наследственными, ро-довыми. Вырабатывается целая система строгих правил, по кото-рым составляются гербы. Со временем вопросами герботворчества стали заниматься государственные органы. В XIV в. в ряде запад-ноевропейских стран возникают специальные учреждения - герольдни, решавшие эти вопросы. В это время в Германии, например, да-же отдельные провинции имели своих герольдов. Результатом дея-тельности герольдий явились многочисленные различные справоч-ники - гербовники.
В России геральдика как система теоретических знаний и прак-тических навыков сложилась в XVIII в. В 1722 г. Петр I создал Герольдмейстерскую контору, в задачу которой входило создание го-родских и личных гербов.
Теоретическая геральдика. Предметом теоретической геральди-ки является совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможно их правильное "прочтение" и опреде-ление. В соответствии с этими правилами герб составлялся из раз-личных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щито-держателей, девизов, мантий и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное нали-чие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие - нет.
Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский - четырехугольной фор-мы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины; испанский - тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью; варяж-ский- треугольный, с плачено изгибающимися боковыми сторона-ми; итальянский - овальной формы и германский - щит вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоуголь-ные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.
Как правило, гербы были рельефными, но могли быть плос-костными, цветными. Они составлялись из металлов, эмалей (финифти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные - золото и серебро. Использовались финифти пяти цветов - красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурового и черного.
Основное правило составления герба запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть.
Поскольку гербы часто помещались как владельческие знаки на самых различных бытовых предметах, например на фамильном столовом серебре или на личных печатях, они гравировались по оп-ределенным правилам изображения цветов. По этим же правилам гербы изображались на бумаге. При этом золото передавалось чер-ными точками по белому полю, а серебро - белым, незаштрихован-ным полем. Цвета финифтей изображались соответствующими крас-ками, а графически следующим образом: красный цвет - верти-кальными линиями, голубой - горизонтальными линиями, зеленый - диагональными линиями справа налево, пурпуровый - диа-гональными линиями слева направо, черный - пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. При этом надо обяза-тельно учитывать, что в геральдике правой стороной щита является левая от зрителя. При изображении на гербе человека мог употреб-ляться телесный цвет.
Из мехов при составлении герба употреблялись горностаевый и беличий. Первый графически изображался черными значками в виде, хвостиков по белому полю, второй - голубыми фигурками, по ч}юрме;напоминающими разделанную и $азэернутую беличью шкурку, по .белому полю. Горностаевый Цех-;изображался более сложными стилизованными фигурами. Иногда горностаевый мех изображалсябелыми значками по* черному полю; в, этом случае мех назывался противогорностаевым.
Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В послед-нем случае он" разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным; разделенный пополам по горизонтали - пересеченным; разделенный на две части из угла в угол - скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизон-тали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. Приме-нялись и другие виды делений, например вилообразно разделенный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линия-ми. В этом случае они имели соответствующие названия - зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный и т. д. Деление герба зубчатыми линиями было, например, очень характер-ным для немецких гербов.
В гербах встречаются самые различные сочетания перечислен-ных основных делений щита, причем каждая комбинация имеет свое название.
Фигуры, помещавшиеся на щите герба, делятся на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдиче-ских фигур:
глава щита -2/7 его длины сверху дается другим цветом; если пропорция была меньше, то такую главу называют вершиной;
оконечность, или подножие (подошва),-2/7 длины щита снизу выделяется другим цветом;
столб-1/3 ширины щита посередине выделяется другим цветом; столб мог быть сдвинут вправо или влево;
пояс- 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом; он мог быть повышен или понижен;
перевязь - 1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом; она могла быть сужена, повышена, сдвинута.
стропило - две встречные перевязи, не достигающие верха щи-та; эта фигура считается главной. Стропило могло быть опрокину-тое.
Часто при составлении гербов употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбина-циями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встреча-ются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и поя-са (прямой крест), пересечения перевязей (андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест) и другие виды крестов - классический (красный), орденский (кавалерский), латинский, ло-тарингский и т. д.
Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображе-ния живых существ (человек, звери, птицы и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (огонь, вода). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону.
К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предметов, созданных человеком,- лук, меч, сабля, шпага, стрела, подкова и т. д.
К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе,- дракон, двуглавый орел, единорог, пегас, гидра, птица Феникс и др.
Все остальные части герба являются необязательными. Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов - округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фае, так и в профиль (в правую гераль-дическую сторону).
Корона могла помещаться как над шлемом, так и под ним. Иногда она заменяла собой шлём. В русской геральдике различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны, в западно-европейской, кроме перечисленных,- герцогские, маркизские, ви-контские, а также различные головные уборы католического духо-венства: папская тиара, кардинальская, архиепископская, епископ-ская, прелатская и священническая шляпы.
Нашлемник представлял собой фигуру (как правило, изображение животного), выходящую сверху из шлема или короны.
Мантия и намет - это изображения плащей средневековых рыцарей. Мантия - бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встре-чается только в княжеских гербах, а также в гербах некоторых дво-рянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей. Намет - украшение в виде виньетки, выходящее из-под шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета, кроме золотого и серебряного, а нижняя, наоборот,- золотой или серебряной.
Щитодержатели - это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон.
Девиз-это краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, поведения, убежде-ния и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке поля герба и главной фигуры. Общеизвестен девиз на гербе А. А. Аракчеева: "Без лести предан".
Сенью называется шатер, помещавшийся под мантией государственного герба.
Таким образом, теоретическая геральдика рассматривает вопросы составления и описания гербов. При этом описание производи-лось по строго определенным правилам. Например, в рассеченном щите сначала описывалась правая геральдическая сторона, а затем левая; в пересеченном - сначала верхняя часть, а затем нижняя.
Практическая геральдика рассматривает вопросы классификации гербов, их происхождения, истории и принадлежности.
Государственные, областные и городские гербы. Завершение длительного процесса политического объединения русских земель в еди-ное государство нашло яркое отражение в материалах как сфрагистики, так и геральдики. Изображения на печатях великих кня-зей московских постепенно становятся однообразными и наследст-венными, т. е. превращаются в гербы. Например, всадник ("ездец"), появившийся на печатях и монетах московских великих князей на рубеже XIV-XV вв., спустя три века стал гербом Москвы.
В княжение Ивана III на печатях появляется изображение двуглавого орла. Всадник, поражающий копьем змия, и двуглавый орел стали основными изображениями-символами государственного герба России.
Самым ранним памятником, на котором изображены государст3венные эмблемы, является двусторонняя восковая печать, скрепляющая скрепля-ющая грамоту 1497 г. На лицевой ее стороне помещено изображе


П.А.Шорин "Ключи к тайнам Клио"