Е.П.Сашенков "Полярная почта"

Оцифровка и корректура И.В.Капустин

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-18

Осенью 1968 г. исходной базой очередной экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института был Певекский порт. Высадкой новой станции предстояло заняться не а~нации, а флоту.
Еще весной летчики обнаружили на севере Чукотского моря остров - ледяное поле длиной 13.5,км, шириной 7 км и толщиной приблизительно 20 м. И вот 9 октября 1968 г. на плавающий остров в 600 км к северу от острова Врангеля высадили группу зимовщиков во глазове с Н. Н. Овчинниковым.
Второй раз за историю дрейфующих станций высадка производилась с крупных морских судов - ледокола и дизель-электрохода . Впервые таким же образом создавалась станция СП-10. Был у советских полярников и опыт работы на ледяном острове: в аналогичной ситуации дрейфовала станция СП-6.
Выгрузив в импоовизированной ледовой гавани, сооруженной природой, 930 тонн грузов, суда покинули 75-ю параллель.
Вторая смена приступила к работе уже 4 марта 1969 г., руководил ею И. П. Романов. Через два месяца станция переместилась на ледовом острове в северо-западную часть Восточно-Сибирского моря. Гидрометеорологические наблюдения дрейфующей станции в этом районе не представляли особого интереса, поскольку информация отсюда поступала с постоянных полярных станций, расположенных на островах Де-Лонга и Новосибирских островах.
Поэтому 18 мая 1969 г. станция СП-18 оставила обжитой остров и была перебазирована на 250 км к северо-востоку. Начался новый цикл наблюдений. Станцию разместили теперь на крупном поле многолетнего льда. Для ускорения переброски, проходившей в условиях полярной ночи, были привлечены и тяжелые транспортные самолеты АН-12.
А ледовый остров временно остался без жильцов.
Третья смена начала дрейф 25 апреля 1970 г., ее начальник-В. Ф, Дубовцев. Четвертая смена приступила к исследованиям 24 апреля 1971 г. под началом Ю. В. Колосова, а уже 24 октября станция была закрыта.
У станции СП-18 и долгий век и большой объем почты. Интересно, что в момент создания станции на еще не было почтового штемпеля. Его изготовили и прислали на станцию почти через три месяца после ее открытия.
Штемпель стандартного типа, диаметром 25,5 мм доставили с самолетом, который прилетел с почтой и подарками в канун Hoaoro, 1969 года.
Таким образом, самая ранняя действительная дата гашения этим штемпелем - 1 января 1969 г. Однако встречаются прошедшие через почту конверты, на которых поставлены оттиски штемпеля с более ранними датами, в том числе и с датой открытия станции...
Почта станции СП-18 отличается обилием дат гашения. Следует заметить, .что не всегда в данном случае дата гашения совпадала с датой вылета самолета со станции.
Это объясняется как стремлением отмечать гашением различные юбилейные даты, так и неожиданными, незапланированными полетами самолетов. Так, 8 января 1970 г. зимовщики узнали, что прибывает незапланированный самолет. Спешно подготовили почту и отправили с ним.
Разумеется, для филателиста представляют интерес письма разных периодов дрейфа - документация разных смен, запечатлевшая основные позиции станции в океане: и в период работы на ледовом острове, и в момент нахождения на традиционном ледяном поле.
Начиная со станции СП-18, служебные штампы больше не применялись.
Полеты с острова в период 1-й смены
1.1.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 7.1.1969 г.
Полеты с острова в период 2-й смены
9.4.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 24.4.1969 г.
Полеты с поля в период 2-й смены
19.6.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 28.6.1969 г.
29.6.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 13.10.1969 г.
9.10.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 13.10.1969 г.
8.1.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 15.1.1970 г.
22.4.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 11.6.1970 г.
22.4.1970 г. Гашение красной краской. Прибытие в Москву 11.6.1970 г.
Полеты с поля в период 3-й смены
4.7.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 20.7.1970 г.
7.11.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 9.11.1970 г.
29.3.1971 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 11.4.1971 г.
Полеты в период 4-й смены
24.10.1971 г, Гашение черной краской. Прибытие в Москву 23.11.1971 г.