Е.П.Сашенков "Полярная почта"

Оцифровка и корректура И.В.Капустин


Станция открылась 17 октября 1961 г. Примечательно, что высадка персонала впервые в истории осуществлена морской экспедицией.
Пробившись из Мурманска через ледяные барьеры трех морей западного и восточного секторов Арктики, атомный ледокол доставил полярников и грузы в центр Арктического бассейна, севернее острова Врангеля, с координатами 75'27' сев. шир. 177'10' вост. долг.
Высадка первой смены во главе с Н. А. Корниловым произошла в 700 км от побережья Чукотского моря. Большие мощности ледокола, вышедшего в свою вторую арктическую навигацию, позволили провести высадку в необычное время.
Работы развернулись, когда Арктика уже была блокирована зимой. Особенности морокой экспедиции наложили свою печать и на почтовое обслуживание в период создания станции.
Почтовый мешок с атомохода сдавали первый раз на Диксоне - через катер , во второй раз в районе мыса Челюскин через ледокол .
В день открытия с дрейфующей станции было отправлено письмо в Антарктиду, адресованное начальнику станции Рогачеву. Знаменательно, что это первое полярное письмо, прошедшее от полюса к полюсу морским путем, а не воздушной почтой.
Со станции СП-10 в Ленинград письмо ушло на ледоколе , а оттуда - на дизель-электроходе .
На станции применялся экспедиционный штамп прежней прямоугольной формы, но с измененным расположением текста. Текст размещен ma пяти строках: , Арктического и Антарктического научно-исследовательского института ГУСМП-ММФ>.
Смена первого состава зимовщиков произошла 23 октября 1962 г. Начальником новой смены назначили В. И. Архипова, но впоследствии из-за болезни его сменил Ю. Б. Константинов. Весной.. 1963 г. для очередного завоза грузов была создана промежуточная база - аэродром . С первым рейсом самолетаснабженца 16 апреля 1963 г. на борт взяли и почту.
Среди писем было несколько конвертов, франкированных - блоком с надпечаткой 25-летия первой станции СП. Эти конверты погасили и отправили на Большую Землю (в Москву и Ленинград) в тот же день.
После окончания весеннего завоза для второй смены, осуществлявшегося самолетами ИЛ-14 с подключением АН-2 для перебазировки грузов в район дрейфа с аэродрома , машину АН-2 отправили на материк. Это было 17 мая 1963 г.
На самолете ушла и почта, которую сразу сдали в Тикси для отправки адресатам. В поселке Тикси узел связи не ставил на письмах своего транзитного штемпеля. Впоследствии почта прибывала для второй смены со следующими интервалами:
2 июня 1963 г. на станции совершил посадку самолет АН-2 и доставил почту из Тикси;
5 июня 1963 г. со станции летали на АН-2 до промежуточного аэродрома и привезли оттуда свежие газеты и письма.
23 июня 1963 г. самолет ледовой разведки ИЛ-14 пролетел над станцией и сбросил два мешка с почтой;
25 августа 1963 г. вновь появился самолет ледовой разведки ИЛ-14 и сбросил почту. Последняя, третья смена состава зимовщиков была высажена 23 октября 1963 г.
Начальником станции на этом этапе дрейфа назначен В. Ф. Захаров.
Наиболее важными датами полетов следует считать:
Полеты в период 1-й смены
17.10.1961 г. Гашение черной краской (встречаются и оттиски фиолетовой краски). Прибытие в Москву 9.1.1962 г.
7.11.1962 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 28.11.1961 г.
9.11.1961 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 28.11.1961 г.
1.1.1962 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 9.1.1962 г.
14.3.1962 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 29.4.1962 г.
27.3.1962 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 8.4.1962 г.
1.4.1962 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Мурманск 10.4.1962 г.
15.4.1962 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Мурманск 21.4.1962 г.
23.4.1962 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 1.5.1962 г.
21.5.1962 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 11.6.1962 г.
22.5.1962 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 27.5.1962 г.
21.8.1962 г. Гашение грязно-черной краской. Прибытие в Москву 15.10.1962 г.
Полеты в период 2-й смены
21.10.1962 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву дата неразборчива.
11.11.1962 г. Гашение черной краской. Транзитный Ленинград, 14.11.1962 г. Прибытие в Мурманск 15.11.1
31.12.1962 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 7.1.1963 г.
16.4.1963 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву - дата неразборчива.
24.4.1963 г. Гашение черной краской. Прибытие в Мосвку 27.4.1963 г.
12.5.1963 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 19.5.1963 г.
Полеты в период 3-й смены
31.10.1963 г. Гашение черной краской. Транзитный штемпель: Ленинград, 6.11.1963 г. Прибытие в Москву 8.11.1963 г.
20.11.1963 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 26.11.1963 г.
29.4.1964 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 10.5.1964 г.



"Двенадцать подвигов" Гидрометеорологическое издательство 1964 г.
Оцифровка и корректура И.В.Капустин

Ю. Константинов
"ДЕСЯТКА" ПРОДОЛЖАЕТ ДРЕЙФ
Когда на Северном полюсе высадились папанищы, Юрию Константинову шел седьмой год. Кто мог тогда предполагать, что спустя четверть века он примет эстафету от своих старших товарищей и возглавит дрейфующую станцию "Северный полюс-10"? Но прежде чем ему поручили нести эту почетную вахту на льдах, он плавал на утлых логгерах по морям Севера, занимался воздушной разведкой льдов и выполнил несколько научных работ в арктической обсерватории Певек.

Перелет на СП был стремительным. Меньше суток потребовалось для того, чтобы преодолеть громадное расстояние от Ленинграда до дрейфующей станции, находящейся в центре Северного Ледовитого океана. Всего 11 часов 35 м'инут я пробыл в воздухе: 45 минут на ТУ-104, 8 часов на ИЛ-18, 3 часа на ИЛ-14 и 10 минут на АН-2.
9 мая в Ленинградском аэропорту я любовался молодой травкой, только что развернувшимися, еще клейкими листочками берез, а 10-го оказался в мире мороза и льда. Снег, ярко-красное солнце у горизонта и непривычная после монотонного гула моторов тишина. Небольшая льдина со всех сторон окружена трехметровым валом торосов. Всюду домики, палатки, склады, павильоны для наблюдений. Между постройками ряды бочек, баллонов, груды угля в мешках, ящики. И над всем этим мачты. Сколько их! Вот тонкие радиомачты, мачты ионосферной станции с множеством оттяжек и противовесов, стройные металлические иглы радиовех, приземистая, в ажурных решетках мачта радиотеодолита. Вот какой ты стала, десятая дрейфующая! ..
Полтора года назад здесь была ледяная безмолвная пустыня. В октябре 1961 г., пробившись через ледяные барьеры трех морей, атомный ледокол "Ленин" стал на ледовые якоря у большого поля пакового льда. Мела поземка, засыпая снегом подножия торосов. Солнце едва просвечивало сквозь густую пелену облаков. Холодно. Неуютно. Ни одной черной точки. Глаз скользит по однообразной бугристой поверхности льдины. Здесь не ступала нога человека.
Спущен трап. Начальник станции Николай Корнилов и гидролог Михаил Извеков с ящичками толщиномера спускаются на лед. Они не торопясь, обстоятельно обследуют льдину - выбирают место для станции. Ее решено строить в центре поля на склонах большого ледяного холма. Толщина льда здесь 12 м.
Начали разгрузку. Осень торопила, наступала полярная ночь. Ледоколу предстоял тяжелый обратный путь. Работали круглые сутки в три смены. Ледовое безмолвие было нарушено грохотом лебедок, лязгом гусениц трактора. У борта вырастали груды ящиков, бочек, баллонов с газом. Собранные на палубе ледокола домики на полозьях подхватывались "рукой" крана, проплывали по воздуху и выстраивались на льду. Трактор по одному оттаскивал их в лагерь. Работали слаженно. Только один раз ритм работы был нарушен: привлеченное запахом мяса, к месту выгрузки подошло медвежье семейство - медведица и два годовалых медвежонка. Нисколько не смущаясь, они деловито вспороли тюк с бифштексами и с удовольствием принялись их уплетать. Первым заметил воришек механик станции Юрий Гуляев. Он сел на трактор, включил фары и почти вплотную подъехал к ним. Никакого внимания: медведи спокойно уничтожали мясные запасы станции. Только выстрелы из карабина и ракета, выпущенная в упор, обратили в бегство голодных зверей. После этого случая за местом выгрузки внимательно наблюдал вахтенный с карабином, но медведи больше не появлялись.
17 октября, в день открытия XXII съезда КПСС, на радиомачте был поднят алый флаг нашей Родины. Радист Яков Баранов передал на Большую Землю первую метеосводку - станция начала свой дрейф. Через шесть дней, дав три долгих прощальных гудка, ледокол ушел на запад. 15 человек остались на льдине. Что ждет их в долгую полярную ночь? Какие сюрпризы преподне-' сет коварная Арктика? Выдержит ли льдина? В Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте внимательно следили за работой станции. За короткими телеграммами начальника станции Николая Корнилова скрывался напряженный, упорный труд. Приходили сообщения о разломах и торошениях, но как всегда телеграммы заканчивались словами: "На станции все в порядке".
Прошел год. Первая смена вернулась в Ленинград, станция с новым составом полярников продолжала дрейф.
В марте 1963 г. в Арктику вылетела экспедиция ААНИИ "Север-15". В задачи экспедиции входило исследование водных масс океана с дрейфующих льдов, расстановка автоматических метеостанций, а также снабжение дрейфующей станции СП-10 и организация новой станции СП-12. Четыре научные группы этой экспедиции в течение всего лета должны были проводить испытания приборов и отрабатывать методику наблюдений на станции СП-10.
Экспедиционные группы и оборудование доставлялись на взлетно-посадочную полосу, расположенную на льдине станции в 200 м от лагеря. Все шло по плану. Но природа внесла свои коррективы в этот тщательно разработанный план. 7 апреля во время сильного сжатия через льдину станции прошла трещина, которая расколола аэродром на две части. Площадь льдины в результате разлома сократилась в три раза. Теперь лагерь станции располагался на обломке площадью всего 0,3 кв. км. Тяжелые транспортные самолеты экспедиции не могли производить посадку на не поврежденную при торошении часть полосы длиной всего 400 м.
Завоз прекратился. Поиски льдины для аэродрома, проведенные начальником станции Владимиром Ильичом Архиповым и гидрологом Василием Ильичом Улити-ным, не увенчались успехом: вблизи станции, в радиусе 3 км, пригодных для аэродрома ледяных полей не оказалось. Руководство экспедиции "Север-15" решило произвести пазведку с воздуха. 10 апреля с аэродрома Тикси поднялся в воздух ИЛ-14, пилотируемый опытным полярным летчиком Героем Советского Союза Петром Павловичем Москаленко; на борту самолета находился заместитель начальника экспедиции Василий Гаврилович Канаки. Десять часов продолжались утомительные поиски. Каждая льдина в районе станции была тщательно осмотрена. Выбор пал на небольшое паковое поле округлой формы в 8 км к северо-западу от станции. С северной стороны проходила полоса припая годовалого ровного льда. Несколько кругов над облюбованной льдиной для осмотра места посадки, и тяжелая машина мягко коснулась заснеженной поверхности льда. Аэродром был открыт.
С 16 апреля завоз грузов на станцию стал осуществляться через аэродром "подскока" (так была н.азвана база, открытая 10 апреля).
В это время серьезно заболел начальник станции В. И. Архипов, и мне предложили заменить его. Передача станции прошла быстро. Хозяйство в отличном состоянии - все сделано добротно, на совесть. У нашей смены будет меньше хлопот, станция обжита, работа налажена, остается только, как говорят моряки, "так держать". Коллектив дружный, почти все - "старые арктические волки", на дрейфующих льдах не в первый раз, многие зимовали на полярных станциях и обсерваториях, были в Антарктиде. Долго осматриваться и привыкать к новым условиям не пришлось. Окончание завоза, снабжение базы "подскок", подготовка станции к летнему таянию заполняли все время.
Выдержки из дневника, который я вел по долгу службы, дадут некоторое представление о жизни и работе второй смены станции.
14 мая. Заканчивается весенний завоз. Сегодня на базе "подскок" оживленно, приняли три ИЛ-14: два с бензином, один с баллонами жидкого газа.
Десять бочек с бензином и все баллоны перевезли на станцию. На это потребовалось шесть рейсов АН-2. Погода пасмурная, низкие тяжелые облака закрывали солнце, к вечеру пошел снег. Температура -21°.
15 мая. Авралили весь день. Вывозили груз с аэродрома на станцию. Сделали 25 рейсов на АН-2. Основная работа по завозу окончена. Погода без перемен, солнца нет, а значит, нет и координат.
17 мая. Погода окончательно испортилась: ветер, низовая метель, мороз 18°, никаких признаков наступающего лета. АН-2 отправили на материк на регламентные работы. По положению, строго выполняемому в авиации, через определенное число часов работы моторов все самолеты проходят профилактический осмотр. Это положение выполняется беспрекословно, материальная часть самолета должна работать безотказно. Наш АН-2 выработал свой ресурс и должен пройти обязательный осмотр в мастерских аэропорта, тем более что он все лето будет находиться на станции. Отправили письма, материалы наблюдений.
Полеты в районе станции окончены, поэтому подача ежечасных сводок погоды - большая дополнительная нагрузка на метеорологов и радистов станции - отменена. По программе метеорологи 16 раз в сутки производят метеорологические и актинометрические наблюдения. При полетах в районе станции вводятся еще и ежечасные наблюдения. Во время завоза полтора-два месяца метеорологи и радисты крутятся, как белка в колесе. Кроме наблюдений, в свободное от вахты время они наравне со всеми участвуют в авралах по разгрузке самолетов, несут дежурство по станции, выполняют различные хозяйственные работы. Метеорологов на станции двое: Федор Петрович Заяц и Борис Остроглядов. Борис молод, худощав, подвижен, отращивает бородку - безошибочный признак того, что он впервые в Арктике. Федор Петрович - бывалый полярник. Он исколесил всю Арктику, зимовал на мысе Шмидта, Медвежьих островах, дрейфующей станции СП-9. Спокойный, рассудительный, отличный специалист.
Хозяйство метеостанции в полном порядке. Не было ни одного случая задержки или пропуска наблюдений. В строго установленное время, в метель и мороз, ночью и днем выходят метеорологи на площадку, записывают показания приборов, меняют ленты у самописцев.
20 мая. Занимались хозяйственными делами. К электростанции подвезли на тракторе бочки с соляром и бензином. Это запас на два месяца. Оставшееся горючее на случай разлома рассредоточили в разных частях льдины. Сложили на стеллажи банки с алюминиевым порошком и каустиком - материалами для получения водорода Владимир Зуев, аэролог-радиолокаторщик, в дощатом балке "гонит водород".
23 мая. С гидрологом Василием Ильичом Улитиным "выполняли станцию". Выполнить станцию - это значит измерить температуру и соленость воды в океане на определенных горизонтах. Батометры с глубоководными термометрами опускали на глубину сериями по 8 штук; 12 приборов оставляли про запас. С Василием Ильичом меня связывает многолетняя дружба. Вместе работали в обсерватории Певек, вместе ходили на экспедиционном судне "Ломоносов" в Чукотском море. Улитин хорошо помнит, как на одной станции лопнул от рывка судна трос, на котором были подвешены батометры, и все приборы ушли на дно.
Льдина не испытывает рывков, но осторожность не мешает; запасной комплект приборов должен быть на всякий непредвиденный случай. Показания термометров интересны. В слое 250-700 м температуры положительные. Это атлантические воды, принесенные в Арктику мощным теплым течением Гольфстрим. По мере продвижения на восток скорость течения замедляется, воды Атлантики перемешиваются с холодными водами Арктического бассейна, отдавая им свое тепло. Максимальная температура в слое Гольфстрима на этой станции 0,68° выше нуля, у дна температура -0,45°, а в поверхностном слое -1,78°.
После ужина устраивали волейбольную площадку. Сровняли бугры, расчистили снег, вморозили две металлические трубы - и площадка готова. Не удержались -и сразу же за мяч. Играли с большим удовольствием. Собаки Дружок и Вега с визгом гонялись за мячом, хватали его зубами, все время путались под ногами, мешали играть. Пришлось подвергнуть их "домашнему аресту" - закрыть в пустой палатке.
Погода улучшается. Ветер южный, скоростью 2 м/сек., снег прекратился, на горизонте появилась полоска голубого неба. Температура -12°. Федор Петрович утверждает, что завтра будет солнце.
25 мая. Прилетела пуночка. Дежурный по станции Юрий Иванов торжественно объявил об этом событии за завтраком. Приятно наблюдать за предвестником лета. Отважная птаха. Как она добралась до нас? Ведь до ближайшей земли без малого тысяча километров. Бессовестные собаки не дают ей покоя, с лаем гоняются за ней по всей льдине. Особенно стараются Боцман и Вега. Они впервые видят летающее и щебечущее существо: им всего 4 месяца и родились они на льдине.
Солнце не заходит, с каждым днем поднимаясь все выше и выше. Под лучами солнца темные предметы нагреваются и втаивают в снег; появились первые сосульки. Термометр показывает -10°, а такое ощущение, что очень тепло. Это потому, что нет ветра. Ходим без шуб, в кожаных куртках. Определили координаты: 8Р46'с. ш., 152°84' в. д.
27 мая. На производственном собрании обсудили план работы на июнь. План наблюдений напряженный. В Арктике начинается навигация, поэтому данные наблюдений нашей станции по метеорологии, гидрологии, аэрологии и дрейфу льда будут особенно нужны при составлении синоптических и ледовых прогнозов по трассе. Прибавляются и хозяйственные заботы: надо подготовиться к летнему таянию, очистить территорию лагеря от мусора, накопившегося за долгую полярную ночь.
Координат сегодня нет. Весь день стоит туман. Контуры солнца размыты, определить его высоту невозможно. Температура -6°.
28 мая. Пасмурно. Кажется, что облака цепляются за мачту ионосферной станции. С запада надвигается ту ман, вероятно, там разводья. Весь день "караулили" солнце. Определились только по двум наблюдениям; третье, контрольное определение провести не удалось: туман плотной пеленой закрыл все вокруг. Рассчитали координаты; за три дня продвинулись всего на 11 км к северу. Дрейф очень слабый. В этом районе поверх ностные течения незначительные, дрейф льдов в основном зависит от ветра.
1 июня. Первый день лета. Тепло, всего 1,5° мороза. Выглянуло солнце. Успели определить координаты: 8Г50' с. ш., 151°12' в. д. АН-2 находится в Тикси, регламентные работы закончили. Вылет задерживается из-за плохой погоды по трассе.
2 июня. Пришел самолет, привез почту, кинопроектор для базы, запасные части к дизелю. Перелет был сложным: низкая облачность, туман. 800 км шли над облаками. Опытный штурман Юрий Владимирович Рейхштадт вывел АН-2 точно на станцию. Теперь собрался весь состав.
Сегодня обсыпали двухметровым слоем снега стены дизельной и кают-компании. Для уменьшения таяния валы снега сверху прикрыли брезентом и фанерой. С базы сообщили, что через аэродром, на который принимали весной самолеты экспедиции "Север-15", прошли две трещины; третья трещина отделила аэродром от пакового льда базы. Трещины образовались утром при слабом ветре, сжатий и торошений в районе базы не было.
5 июня. Слетали на базу. Привезли движок, кинопроектор, свежие газеты и письма. Аэродром поломало основательно. Самый большой кусок льдины, на который сел АН-2, длиной 300 м, но и он отделен от базы трещиной, которая все время "дышит": края льдин -то смыкаются, громоздя на стыках торосы, то расходятся, открывая черную, дымящуюся на морозе воду. Погода по-прежнему пасмурная. Высота облаков, по наблюдениям аэрологов, 300 м. Редкие непродолжительные заряды снега. Температура -3°.
5 июня. Суббота - банный день. Попарились вволю. Дубовые венички, в предбаннике заботливо приготовленный поваром Володей Загорским квас в бочонке. Чем не "Сандуны"? Похлещешься веничком, ополоснешься ледяной водичкой - и усталости как не бывало. Баня в Арктике- первейшее дело!
Авралов сегодня нет. После ужина в третий раз смотрели "Карнавальную ночь". Все кинокартины просмотрены по нескольку раз, но наш "кинотеатр" всегда полон. Урегулировали вопрос о выборе кинокартины для очередного просмотра. По этому поводу всегда возникали горячие споры. Сколько человек принимало участие в обсуждении, столько было мнений. Как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Теперь кино выбирает дежурный. Споров больше не возникает.
Льдина медленно продвигается на север, сегодня широта 81°53'.
12 июня. Таяние снега усиливается. На территории станции появились снежницы диаметром около метра. Скоро будем бурить, спускать талую воду под лед. Василий Ильич с доктором провели топографическую съемку льдины, наметили места для бурения. Погода по-прежнему серая. Облачность 10 баллов, солнце не просматривается. Столбик ртути в термометре медленно ползет вверх. Максимальная температура за сутки 0,1° выше нуля.
14 июня. Начали осушени^ льдины. Сначала бурили лунки непосредственно в снежницах, но ничего не получилось. Пресная талая вода, попадая в лунку, замер зала и промораживала спираль бура. Бурение на сухих местах увенчалось успехом. Воду из снежниц к лунке подводим по каналу. С базы сообщили, что у них под снегом стала скапливаться вода. У нас в лагере полноснежниц глубиной до 20 см.
15 июня. Аскольд Шилов включил трансляцию на час раньше. Передавали сообщение ТАСС. "Восток-5" в космосе! На борту Валерий Быковский. Жаль, что мы не сможем увидеть полет Валерия: в наши широты "Восток-5" не залетает.
16 июня. Солнце, целый день солнце. Наконец-то облака рассеялись! Определили координаты: 81°46' с. ш., 149°1Г в. д. На льдине оживление. Каждый старается найти работу на воздухе. Доктор "строит" из досок от разобранных ящиков стеллаж для продуктов. Заяц и Остроглядов, воспользовавшись безоблачной погодой, проводят поверку актинометрических приборов. Радисты засыпают опилками основания радиомачт, предохраняют их от вытаивания. Ионосферисты целый день тюкают топором, заготовляют растопку для печки. Около их домика вытаивают ящики из-под продуктов. Сухие мелко нырубленные дощечки - лучшая растопка. Аэрологи решили осушить большую снежницу около павильона, бурят лунку. Единогласно изменили распорядок дня.
По расписанию сегодня после ужина должна демонстрироваться кинокартина. Отложили на следующий день, пошли играть в волейбол. Угомонились в 12 часов ночи.
17 июня. В космосе женщина! Это здорово! Молодец, Валентина! Новость обсуждается особенно оживленно.
Трансляция не выключается круглые сутки. Ждем сообщений о благополучном приземлении наших космонавтов. Холостяку, командиру АН-2 Володе Витушкину предлагают послать в космос телеграмму с предложением "руки и сердца".
18 июня. На АН-2 провели ледовую разведку.
В районе станции в радиусе 15 км много трещин и раз водьев, преобладает битый лед; больших полей, пригодных для посадки ИЛ-14, нет. Участок к северо-западу от станции осмотреть не удалось из-за тумана; пришлось вернуться. Через 40 минут после посадки туман надвинулся на льдину и закрыл плотной пеленой все вокруг. Туман такой густой, что от нашего домика не видно гидрологическую палатку, а до нее всего 80 м.' Тепло, 0,5° выше нуля.
21 июня. Четвертый день держится туман, временами мокрый снег и морось. Солнце совсем не просматривается. Находимся в центре циклона, давление низкое, ветер слабый, неустойчивый, температура держится .около нуля. У своего домика пробурили лунку. Толщина льда 6,1 м. Лунку соединили канавкой со снежницей, вода с шумом устремилась в отверстие, через 2 часа на месте озерка осталась небольшая лужа. Из шести пробуренных неделю назад лунок четыре замерзли. К оставшимся подводим воду из других снежниц, прорубаем кирками канавы во льду. Этот метод дает наилучший эффект и более экономичен. Льдина напоминает участок осушаемого болота с магистральными и отводными каналами и канавками. Не совсем красиво, зато сухо.
23 июня. Самолет ледовой разведки ИЛ-14 сбросил два мешка с почтой: письма, газеты и журналы. Ребята прямо на улице распаковали мешки - и за газеты. Вот они, наши герои: Быковский и Терешкова.
28 июня. Авиаторы весь день трудились на аэродроме, отводили воду, бурили, засыпали снежницы кусками льда с торосов. Таяние не оставило в покое наши склады: под бочками и баллонами вытаял лед и они расползлись в разные стороны, попадали. Водворили все на место и обвязали веревками. Льдина продвигается на север, пересекли 82-ю параллель. За месяц в лагере стаяло 80 см льда, а на краю льдины, где снег чистый, -всего 10 см.
3 июля. Идет дождь. Крупные капли барабанят по крышам домиков, в снежницах пузыри. Осушительная система действует безотказно, вода по канавам устремляется к лункам и с шумом стекает в океан. Лунки теперь не узнать - размыло. Диаметр лунки в лагере увеличился с 12 см до 1,5 м, лунка у метеоплощадки около 2 м. Подсчитали, что в эти "дырки" стекло 100 тысяч тонн воды.
8 июля. Ежедневно авралим по три часа - санитарная неделя. Всю накопившуюся за долгую полярную ночь грязь собрали и отвезли на край льдины. Но больше всего хлопот приносит аэродром. Ежедневная утомительная работа по выравниванию бугров и отводу воды с полосы не приносит плодов. Аэродром раскисает с каждым днем. АН-2 поставили на бугор, кругом озера воды. Как Володя умудряется взлетать и садиться на такую полосу, для меня остается загадкой. Нужно быть не просто отличным пилотом, а настоящим виртуозом.
9 июля. Два раза в неделю, по вторникам и пятницам, радиостанции Дальнего Востока передают специальный выпуск известий для полярников и экипажей судов, находящихся на трассе Северного морского пути.
Вот и сегодня мы слушали очередной выпуск арктических известий. Ледовые условия в этом году очень сложные.
Первые караваны судов под проводкой мощных ледоколов "Москва" и "Ленинград" пробиваются к портам выгрузки через десятибалльный лед. Такого тяжелого начала навигации, пожалуй, не было лет пять.
На станции стоит "обычная" погода. Туман чередуется с мелким дождем, температура держится около нуля. За 9 дней июля продвинулись, если считать по прямой, на ПО км к северо-западу. С базы сообщили, что в разводье рядом с лагерем видели стадо белух. Около нашей льдины никто не появляется, а в первую смену станцию частенько навещали хозяева Арктики - медведи. Даже морж умудрился вылезть через лунку и натворить много бед в палатке гидрологов. В то время льдина находилась в Восточно-Сибирском море сравнительно недалеко от берегов. Сейчас же до ближайшей земли, Новосибирских островов, более тысячи километров.
17 июля. Солнце. Тихо. Температура 4,1°. Это самая высокая температура за летний период. Доктор пропагандирует воздушные ванны. Агитировать никого не приходится - все свободные от наблюдений на воздухе. Фотографам раздолье: торосы рядом с домиками отражаются в зеркальной синеве снежниц. Отличные получатся кадры! Кают-компания пустует, не слышно стука костяшек домино, шахматы в коробках.
24 июля. Последний санитарный аврал. Четыре часа расправлялись с помойкой. Работа исключительно тяжелая. Пришлось буквально по сантиметру отрывать сцементированные льдом разнообразные отходы камбуза. Помойку срубили до основания, и все вывезли на край льдины к трещине. Завтра мотопомпой смоем остатки в лунку, и в лагере будет чисто.
Экипаж АН-2 трудился на полосе. Возили на тракторе лед из торосов и трещины и засыпали им снежницы. Володя Витушкин провалился в промоину вместе с куском тороса, который он откалывал киркой. К счастью, вблизи находились радист и штурман, которые помогли ему выбраться. Купание в ледяной воде не отразилось на его здоровье.
Работать на льду стало очень опасно. Много трещин и промоин. Края старых трещин подмыты водой и нависают карнизами, которые трудно заметить. Выбираться из такой ловушки тяжело, карнизы тонкие и обламываются под тяжестью тела. Температура воды -1,6°. В такой "ванне" более 10 минут не продержаться, тело сведет судорогой. Еще раз предупредил весь состав станции о безукоснительном выполнении правил безопасности при работе на льду.
27 июля. Герой дня - ионосферист Костя Борисов.
Дежурный радист Леня Васильев вручил ему долго жданную телеграмму - родился сын. Счастливый отец принимает поздравления. По этому поводу из запасов станции извлекли бутылку шампанского, Загорский испек торт. День без координат: нет солнца. Судя по глубине, нас относит к востоку. Температура 1,0°.
28 июля. День Военно-Морского Флота. Торжественно провели замену флага. Старый, выцветший и разорванный ветром ветеран "десятки" бережно спустили и сдали на склад. Новое двухметровое алое полотнище с серпом и молотом под троекратный салют из карабинов заколыхалось на мачте. Станция преобразилась, стала праздничнее. После подъема флага - соревнования по стрельбе из карабина на 50 и 100 м. Абсолютным чем пионом стал Федор Петрович Заяц- участник Великой Отечественной войны. На товарищеском ужине победителю вручили приз - книгу с подписями участников со ревнований и координатами станции.
1 августа. На общем собрании станции подвели итоги работы за месяц. План наблюдений по метеорологии, актинометрии, гидрологии и ионосфере выполнен полностью. Особенно порадовали аэрологи: среднемесячная высота подъема радиозондов 32 км. Вся техника на ходу, отремонтирована, наведен порядок на складах и территории. На август намечено строительство аэродрома для АН-2 (на нашей льдине) и поиски льдины для ИЛ-14. Лето пошло на убыль. Солнце все ниже склоняется к горизонту, температура понижается.
3 августа. Трещина с западной стороны льдины разошлась на 14 м. На шлюпке вдвоем с Улитиным отправились осматривать соседние ледяные поля. Взяли бур с ледомерной рейкой, фотоаппараты и'карабины. Трещина широкой угловатой лентой разрезает лед. За каждым поворотом открываются виды один интереснее другого. Природа - великолепный скульптор. Вот ледяная медведица с медвежонком жадно припала к воде. Сходство столь поразительное, что невольно хватаешься за карабины. Вот зубчатые башни средневекового замка, а рядом избушка на курьих ножках. Сказочная страна. Мелодичный перезвон падающих в воду капель. Удивительно глубокая тишина. Засняли две пленки. Обследовали участок к северо-западу в радиусе 2 км. Полей, пригодных для аэродрома, нет.
8 августа. Ясно. Первый заморозок. Снежницы покрылись тонкой сероватой пленкой льда. Но стоит только появиться облакам, как ледяная корочка исчезает. Одеяло из облаков надежно предохраняет поверхность льда от выхолаживания. Можно считать, что период таяния закончился. В лагере стаяло от 1,5 до 2 м льда, на краю льдины - от 0,6 до 1,2 м. По самым скромным подсчетам, вес льдины уменьшился за счет таяния на 300 тысяч тонн. Кают-компания, дизельная, палатки, домики стоят на ледяных буграх с отвесными стенками. У каждого домика самодельные трапы из ящиков и бочек; самый комфортабельный трап с поручнями у кают-компании.
14 августа. Первый аврал на строительстве "малой" полосы. Четыре часа все долбили кирками лед, отвозили глыбы льда на волокушах в снежницы. Работа тяжелая, лед не промерз, вязкий, плохо поддается кирке. Ждать морозов нельзя - впереди строительство большого аэродрома. Три дня с Улитиным и Витушкиным пешком обследовали поля на юге и востоке от станции. Картина неутешительная: очень много трещин, обломки полей по размерам не пригодны для строительства аэродрома, На поверхности пакового льда большие ледяные бугры, участки годовалого льда источены снежницами и сквозными промоинами. Будем продолжать поиски на АН-2; для этого придется ускорить строительство взлетно-посадочной полосы.
18 августа. Первая настоящая пурга. Ветер свистит в оттяжках антенн и проводах, стучит по стенкам домиков брезентом. Снег слепит глаза, забирается за воротник, набивается в карманы куртки. Температура воздуха -3°. Лето кончилось. Работы на аэродроме ведем ежедневно при любой погоде. Разровняли 200 м полосы. До конца месяца во что бы то ни стало подготовку аэродрома для АН-2 нужно закончить.
25 августа. Пролетел ледовый разведчик - самолет ИЛ-14, сбросил почту. Новостей много. В институте полным ходом идет подготовка к осеннему завозу. Состав новой, третьей, смены уже подобран. Начальником назначен Виктор Федорович Захаров, воспитанник Высшего арктического училища, зимовавший много лет в обсерватории Тикси, способный ученый и опытный полярник. Начало завоза, а следовательно, прибытие новой смены будет зависеть от окончания строительства аэродрома для самолетов экспедиции.
27 августа. Сильное сжатие. Северный участок поля, 7 апреля отделенный трещиной от основной льдины, раскололо на куски и растащило в разные стороны. Огромные ледяные глыбы в сотни тонн весом громоздило друг на друга, словно спичечные коробки. Вал торошения медленно вползал на нашу льдину. Но и на этот раз все обошлось благополучно. Вал остановился в 8 м от палатки геофизиков. Трещины прошли по краю льдины, параллельно валу. Площадь льдины уменьшилась на 300 кв. м. Проверили аварийные волокуши и вещевые мешки с аварийным индивидуальным запасом продуктов, собрали и упаковали материалы наблюдений. На базе торошения не было, там все спокойно.
31 августа. Последний аврал на малом аэродроме. Взлетно-посадочная полоса готова. Теперь можно приниматься за строительство основного аэродрома. В результате длительных поисков с самолета решили строить аэродром на паковом льду базы. Ровных годовалых полей в радиусе 15 км найти не удалось. Кругом разводья и трещины. Паковое поле, где расположена база, каким-то чудом уцелело. Его размеры 2,5X2 км. За 4 месяца дрейфа льдина базы приблизилась к станции на 5 км. Полет на базу занимает всего 3 минуты. Поверхность поля крайне неровная: высокие, до 2 м, пологие ледяные холмы перемежаются с глубокими снежницами. Объем работ очень большой, но другого выбора нет. На базе к тому же есть трактор и 12 пар рук, а это немалая поддержка, кроме того, база является запасной льдиной. В случае разлома поля станции можно перебазироваться в готовый палаточный лагерь с запасом продуктов, топлива и газа. Начали подготовку к работам на большом аэродроме. Механик станции Женя Басков собирает из бревен планировщик (деревянную раму размером 4X3 м), которым будем разравнивать полосу. Погода пасмурная, северный ветер скоростью 6 м/сек., температура -8°. За месяц льдину отнесло на 28 км к югу.
1 сентября. Первый день работы на аэродроме базы. АН-2 сел в километре от места строительства на уцелевшем куске аэродрома длиной 350 м, отделенном от основного поля трещиной. Перебирались через нее по доскам. Работали в три смены, по 4 часа каждая. Выровняли, участок длиной 50 и шириной 40 м. Работе мешает ветер, заставляет прятать лицо в капюшон куртки.
2 сентября. Продвинулись еще на 40 м; за день три смены взорвали, разровняли кирками и отвезли в снежницы около 50 тонн льда. Ветер дует с юга. За прошедшие сутки направление дрейфа изменилось: продвинулись на север на 14 км. Температура 6° ниже нуля.
5 сентября. К вечеру погода испортилась. Густой туман окутал льдину. Третья смена не смогла вылететь на базу. Работали в лагере станции, отвозили от камбуза к полосе пустые газовые баллоны. Координаты станции 3°04' с. ш., 144°31' в. д.; в этой точке станция находилась 30 июля. За 45 дней льдина под действием ветра и течений описала петлю длиной 320 км. Солнце уже садится, ночи еще нет, сумерки длятся 2 часа. С каждым днем темное время суток будет увеличиваться, необходимо спешить с работами по подготовке полосы.
7 сентября. С утра было тихо. Первая смена вылетела на аэродром. Но в 11 часов началось сжатие. В движение пришел лед к югу и западу от станции. С глухим шумом рассыпались на отдельные куски гряды торосов. Возникали новые трещины, и тут же края льдин смыкались, нагромождая груды льда. Через час пришел в движение лед с восточной стороны льдины. Знакомые очертания торосов исчезли, на месте ровных участков появились новые нагромождения льда. В 13 часов 30 минут прилетела первая смена с базы. Витушкин рассказал, что сжатие захватило район "подскока". Разводья и трещины между нашей льдиной и полем базы сжало, везде свежие валы торошения. Полеты второй и третьей смен отменили. АН-2 оставили на полосе готовым к взлету. К вечеру сжатие ослабело. Льдина выдержала, если не считать трещины шириной 50 см вдоль южной кромки льда да заторошенных незначительных участков на востоке в районе склада пустых бочек и мусорной свалки.
12 сентября. Четыре дня стоит нелетная погода: низкая облачность, метель. Занимаемся подготовкой станции к зиме. Женя Басков провел профилактический ремонт дизелей, проверил линии электропередач. Володя Зуев и Костя Борисов закончили сооружение пристройки к камбузу, прорубили в нее дверь из прихожей кают-компании, сделали полки. Повару новой смены не придется бегать за продуктами в палатку - теперь все под рукой. Николай Иванович провел очередной медосмотр. Больных нет, здоровье у всех хорошее, несмотря на ежедневную тяжелую физическую работу на аэродроме. Метеорологи и аэрологи просматривают материалы наблюдений, готовят их к предстоящей сдаче в фонды ДАНИИ. В кают-компании все чаще возникают разговоры о Ленинграде и предстоящем отпуске.
18 сентября. Опять и опять аэродром. Метр за метром грызем кирками бугры, рвем толом, разравниваем планировщиком, растаскиваем на волокушах. Работаем напряженно. До 1 октября осталось всего 12 дней. Через две недели наступит ночь, в темноте много не сделаешь. Пересмотрели график работ. Работаем в две смены, для третьей смены не хватает светлого времени. До заветного красного флажка, воткнутого в торос на конце размеченной полосы, еще 400 м. Больше половины работ выполнено.
20 сентября. Опять перерыв в строительстве полосы. Свирепствует метель, ветер западный, 18 м/сек., температура -16°. Метель безжалостно сводит на нет наши труды. На аэродроме станции появились плотные надувы снега. На стоянке АН-2 намело сугроб. Не меньше 8 часов потребуется на расчистку полосы для взлета АН-2. С базы сообщили, что у них на полосе надувы небольшие, ветер дует вдоль аэродрома и снег на выровненном участке почти не задерживается.
23 сентября. Третий день не унимается пурга, в лагере растут сугробы. Сегодня ветер начал стихать: его скорость 13 м/сек. Ветер принес много хлопот аэрологам. Вчера Бондаренко и Зуев 3 часа работали на пронизывающем ветру при двадцатиградусном морозе. Четыре неудачных выпуска. Четыре раза ветер разбивал хрупкие приборы о лед. Снова и снова аэрологи наполняли оболочки, прикрепляли приборы, и только пятая попытка увенчалась успехом - зонд ушел в воздух.
25 сентября. Ветер утих. С 8 до 11 часов расчищали полосу от снега, готовили АН-2 к вылету. На аэродроме базы работали две смены. Прибавилось еще 70 м.
26 сентября. Снова метель. С утра было относительно тихо - скорость ветра 6 м/сек. Разогрели мотор, взлетели; пока работала первая смена, ветер усилился до 12 м/сек. При посадке на аэродром станции порыв ветра развернул АН-2 поперек полосы у самого льда Витушкин сумел выровнять машину и благополучно сесть. По леты второй смены отменили.
28 сентября. Наконец-то погода установилась. Ясно. Ветер всего 4 м/сек. Температура -13°. Весь день работали на аэродроме. Осталось выровнять 120 м. Участок более или менее ровный: всего три пологих бугра и нет снежниц. Для окончания выравнивания потребуется два-три дня.
30 сентября. Окончены основные трудоемкие работы на полосе: последние взрывы, последние удары киркой. Теперь осталась "ювелирная" работа: несколько раз планировщиком, нагруженным бочками, пройтись по всей полосе, разгладить взорванный лед и уплотнить выпавший снег. Погода ясная. Относительно тихо, ветер 4 м/сек. Температура -18°. Женю Баскова оставили на базе. Будет ежедневно по 12 часов укатывать полосу.
2 октября. Начался последний месяц дрейфа. Аэродром готов. Ровная широкая лента прорезала торосы. Не верится, что эта работа выполнена нашими руками. Тяжелый труд закончен. По самым скромным подсчетам, взорвано, вырублено кирками и отвезено на волокушах в снежницы более 1000 тонн льда. И это мы сделали, не прерывая основных научных наблюдений, не снижая их качества. Об окончании работ и готовности полосы сообщили в ДАНИИ и начальнику экспедиции "Север-15" В. М. Рогачеву. Ясно. Ветер северо-северо-восточный, 5 м/сек. Температура -20°. Координаты станции 84°02' с. ш., 14Г45' в. д.
4 октября. Слетали на базу за Бесковым. Взорвали гряду торосов на подходах к аэродрому. Взлет и посадку теперь можно производить без помех, подходы отличные. Упаковываем оборудование и приборы, которым требуется ремонт в условиях мастерских и тарировка после годичного цикла наблюдений. Наиболее нетерпеливые собирают чемоданы. Скоро смена. Полярная ночь приближается. Солнце всего на полтора часа показывается над горизонтом.
23 октября. Первый самолет принят на аэродром базы. Посадка прошла отлично, полоса выдержала испытания.
. .. Вот и пришло время расставания. Дрейф закончен. Последний раз проходим по льдине, прощаемся с новыми хозяевами, желаем успеха в работе, просим беречь льдину. Владимир Витушкин делает прощальный круг над станцией. Под крылом проплывают темные кубики домиков, ровная цепочка огней старта малого аэродрома, гряды торосов, окружающие льдину.
До свидания, "десятка"! Счастливого дрейфа!