В системе обеспечения безопасности мореплавания на морях и океанах всего земного шара существенная роль принадлежит средствам навигационного оборудования. Ими являются световые маяки, радиомаяки, различные радионавигационные системы, радиолокационные маяки-ответчики, светящие навигационные и створные знаки, звукосигнальные (туманные) установки, плавучие предостерегательные знаки - буи, вехи и другие.
Установка этих средств, главным образом маяков, началась еще в глубокой древности. Связано это с возникновением и развитием мореплавания. Оказывать помощь морякам всех стран в их трудных походах, грозящих опасностями и нередкими катастрофами, давно уже стало необходимостью и долгом цивилизованного человечества.
Если при плавании в светлое время суток на первых порах навигационными ориентирами мореплавателям служили выступающие в море мысы, горы, скалы, сопки, отдельные сооружения, то при плавании в ночное время эту задачу мог обеспечить только огонь. Не только в далекие от нас века, но даже в XVI и XVII столетиях при плавании в ночное время использовались огни обыкновенных костров, они зажигались на берегу и на специально возводимых строениях.
Много столетий прошло, прежде чем люди начали сооружать для этой цели специальные башки и устанавливать соответствующие светооптические аппараты, огни которых могли действовать на большие расстояния, достигающие десятка миль.
Самым древним маяком, известным истории, является Александрийская, или Фаросская, башня. Она была построена в 283 году до нашей эры на острове Фарос, в устье реки Нила, в Египте, при входе в Александрийскую гавань. Башня имела высоту свыше 160 м. Ночью на ее вершине горел костер, который был виден на многие мили. Башня эта считалась одним из семи чудес света, В (317 году были уничтожены следы этого великолепного архитектурного шедевра искусства древности.
Постройки маяков на берегах Европы относятся к началу эпохи римских императоров. Некоторые из этих памятников морского могущества воинственного Рима сохранились и продолжают служить маяками, Это башня маяка Геркулес в Испании на рейде порта Корунья.
Всего на земном шаре к началу нашей эры существовало 27 маяков, освещавших берега Дарданелл, Босфора, Апеннинского полуострова, Южной Франции, Испании и Ламанша.
Первые маяки в России появились в 1531 году - маяк Дагерортский (Кыпу), в 1635 - маяк Свалферотский, или Церельский (Сырве), в 1636 - маяк Руно (Рухну) и в начале XVII века - Домеснесские створные.
Постройка маяков шла очень медленно. На всех морях земного шара к началу XIX века их было не более ста.
Б России интенсивное сооружение маяков начато в период зарождения и развития русского военно-морского флота. К концу XVIII века в России насчитывалось уже 19 маяков, из них на Балтийском море - 15, на Дальневосточных морях - Зина Каспийском море - 1. Моря Дальнего Востока до Октябрьской социалистической революции имели очень слабо развитую сеть маяков.
Всего на дальневосточных морях насчитывалось 24 маяка, В настоящее время здесь действует 175 маяков. На Баренцевом и Белом морях - 86 маяков. На Балтийском море - 103, на Черном и Азовском морях - 112, на Каспийском море - 25. Всего на морях Советского Союза в настоящее время освещают морские пути более 500 световых маяков и свыше 2000 светящих навигационных знаков различного назначения. В строю находится более 300 радиомаяков. Первые из них появились только в начале 30-х годов текущего столетия.
В годы Отечественной войны 1941-1945 годов значительная часть маяков была разрушена. За последние 40 лет в Советском Союзе построены и введены в действие в новых пунктах 255 световых маяков, 94 станции радионавигационных систем, 267 радиомаяков, 625 навигационных знаков и много других объектов навигационного оборудования. Большое распространение в последние 20 лет начиная с 1967 года получило строительство автоматических маяков, и среди них маяков в открытом море на гидротехнических основаниях.
Один из таких самых больших маяков, Ирбенский, построен и введен в действие в 1985 году. Маяк Ирбенский построен в районе банки Михайловская и Ирбенском проливе Балтийского моря. Основанием маяка в открытом море служит огромный железобетонный массив-гигант. Он установлен на глубине 11,5 м на отсыпанную каменную постель. Башня маяка сборная, из цилиндрических железобетонных блоков. В верхней части башни расположен служебный отсек. На нем смонтировано стальное фонарное сооружение, в котором установлены светооптические аппараты. Верхнее перекрытие служит площадкой для посадки вертолета для периодического обслуживания навигационной аппаратуры, действующей на маяке. Высота башни маяка от уровня моря 38,5 м, от поверхности дна моря - около 50 м. Для питания аппаратуры г нижней подводной части башни установлены три изотопные энергетические установки. Маяк Ирбенский - четвертый атомный маяк на морях Советского Союза. Он оснащен самой современной аппаратурой. Дальность действия его автоматически работающих навигационных средств: светового электромаяка - 16 миль, радиомаяка - 35 миль, радиолокационного маяка-ответчика - 12 миль.
В данном комплекте художественных открыток, конечно, невозможно было отразить богатую историю развития навигационного оборудования в стране, показать многочисленные типы различных маяков и других средств навигационного оборудования, действующих в интересах обеспечения безопасности мореплавания.
Автор рисунков, член Союза художников СССР капитан дальнего плавания Г. Д. Челак.
Л. Басис
|