МАЯК КОЛКА


Судам, следующим из Балтийского моря в Рижский залив южным фарватером Ирбенского пролива, путь преграждала песчаная коса с глубинами над ней менее 5 м, В этом районе Ирбенского пролива многие суда терпели аварии. Уже в конце XVI века для обеспечения безопасности мореплавания здесь, на берегу Курляндского полуострова, были установлены две маячные башии Домесиесского створа. С 1858 года здесь стал устанавливаться плавучий маяк.
Возникла необходимость постройки маяка в открытом море на гидротехническом основании. В 1873-1875 годах в 5 км от мыса Домеснесс на глубине 10,5 м начал создаваться искусственный островок на деревянном ряжевом основании, В плане он имел форму правильного восьмиугольника с диаметром вписанного круга 42,7 м. В центре территории построили деревянную восьмигранную башню и деревянные служебные и жилые здания. Верхняя часть башии имела отражательный световой аппарат с 16 лампами и с огнем белого цвета. Для обеспечения плавания в тумане был установлен колокол. Плавмаяк был снят со своего штатного места и больше не выставлялся. Этот новый Домеснесский маяк, получивший в 1917 году название Колка, стал первым стационарным маяком открытого моря в России на гидротехническом основании. В 1884 году деревянная башня была заменена новой стальной башней высотой 21 м. В 1950 году сирена была заменена наутофоном, в 1955 установлен круговой радиомаяк. В 1979 смонтирован современный автоматический светооптический аппарат АСА-500 с группопроб-лесковым огнем белого цвета. Дальность видимости маяка стала 14 миль, В 1957 и в 1976-1978 годах внешняя сторона территории маяка укреплена по периметру островка бетонными массивами и железобетонными тетраподами. С 1979 года маяк переведен на автоматическую работу. На маяке установлена изотопная энергетическая установка. Маяк Колка стал третьим атомным маяком Советского Союза.