В. БОЙКО

Филателия СССР № 9 1989 г.

Почта "Золотой Колымы"

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

В НАЧАЛЕ 30-х ГОДОВ НАЧАЛОСЬ ОСВОЕНИЕ ОГРОМНЫХ ПРОСТРАНСТВ BEPXHFA КОЛЫМЫ, ГДЕ В 3928 ГОДУ ГЕОЛОГАМИ БЫЛИ ОТКРЫТЫ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ЗОЛОТА. УЖЕ ВСКОРЕ СЮДА НАЧАЛИ СВОЗИТЬ ПАРТИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ, КОТОРЫМ ПРЕДСТОЯЛО ДАЛЬНИЙ СЕВЕР.
ЭТО БЫЛИ, КАК ТЕПЕРЬ НАМ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НЕВИННЫЕ ЖЕРТВЫ СТАЛИНСКОГО ПРОИЗВОЛА: СТАРЫЕ БОЛЬШЕВИКИ, ПАРТИЙНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ, УЧЕНЫЕ, КРЕСТЬЯНЕ.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ТАК НАЗЫВАЛОСЬ ЭТО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СОСТОЯВШЕЕ ИЗ КОЛЫМСКИХ ЛАГЕРЕЙ, ОТГОРОЖЕННЫХ ОТ БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ СТОРОЖЕВЫМИ ВЫШКАМИ И КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ,- ДО СИХ ПОР ИЗВЕСТНО МАЛО.

Власть , с самого начала попавшего в ведение всесильного НКВД, распространялась на территорию 2,8 млн. квадратных километров, сравнимую с площадью всей Западной Европы. Первым начальником был известный чекист Э. П. Берзин, которого вскоре, самого репрессировали. До начала 30-х годов на этой далекой окраине России действовали в основном старые тракты от Якутска до Охотска и через Маю до Аяна. В короткий период навигации грузы и почту доставляли морским путем из Владивостока.
В 1930 году Постановлением ВЦИК РСФСР создается Охотско-Эвенский национальный округ, который объединил Колымский и Охотский районы. Придавая чрезвычайно большое значение подъему этого мало обжитого края и Вся эта территория была подчинена уполномоченному край исполкома и крайкома ВКП(б), который одновременно являлся и директором Государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы>'.
Спустя почти семь лет, в марте 1988 года, этот трест>был преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера> '. Началом почтовой службы следует считать 23 июля 1933 года, когда приказом # 32 было организовано специальное Управление, '. Фактически же передача почтовой сети Наркомата связи в ведение происходит в районе Верхней Колымы roдом позже. 229 директора по гостресту от 1 июня 1984 г. Управление связи приняло находящиеся на территории деятельности предприятия Наркомата связи по их состоянию на 1 июля 1984 г.>'. Развитие всех видов связи производилось из его бюджета, то есть строилось на хозрасчете.
На возлагалась задача ускоренными темпами '. В первые годы деятельности здесь фактически не существовало дорог. Зимники только начинали осваиваться. Особенно трудной была транспортировка грузов и почты летом, когда оттаивала земля, скованная вечной мерзлотой, и низменные места превращались в болота.
Почту доставляли только вьючным способом, используя для этой цели гужевой транспорт: лошадей навьючивали так называемыми , кожаными мешками, в которых корреспонденция не намокала даже, если лошадь глубоко проваливалась в грязь. В августе 1934 года началось строительство знаменитой Колымской автомагистрали, соединившей все населенные пункты . Осваивался и морской путь - из Владивостока, который пока служил единственным связующим звеном Верхней Колымы с Большой землей. Тогда же ледокол привел сюда караван судов Дальневосточного пароходства, на которых были доставлены не только грузы для , но и почта. Это была Особая северо-восточная полярная экспедиция. Огромную роль в создании регулярных коммуникаций Колымы сыграла авиация . Именно в воздухе прокладывались первые регулярные трассы, по которым шла доставка грузов и почты. 27 февраля 1934 roда был осуществлен первый пробный рейс по маршруту Магадан - Балаганное, где находились совхозы и рыбные промыслы. Но регулярным становится сообщение на этой линии . только с 1 марта 1935 года. Открывается и авиасообщение между Магаданом и Хабаровском. Известна история первого такого рейса. 28 марта летчик Д. Н. Тарасов на самолете совершил перелет из бухты Нагаево в Хабаровск и обратно, который длился тринадцать дней, хотя и занял всего четырнадцать часов летного времени. По тем временам это считалось большим достижением. По пути самолет приземлялся в Аяне и Охотске: перелет между этими двумя пунктами продолжался всего 2 часа 40 минут, а на собаках зимой на это уходило 42 дня. На борту самолета находилась и корреспонденция.
Вот что сообщает об этом летчик: . Почта пошла и обратным рейсом. Д. Н. Тарасов рассказывал: ~. Уже в 1935 году грузоперевозки авиации составили 15 080 тонно-километров. Немалое место в их перечне принадлежало служебной корреспонденции, газетам, литературе.
В 1938 году общая протяженность авиалиний составила 6 383 км. Летом 1940 года перед авиаторами была поставлена новая задача '.
Вскоре peryлярные рейсы осуществлялись по уже освоенным воздушным трассам МагаданЗырянка, Магадан - Усть-Нера, Магадан - Берелех, Магадан - Наяхан и др. Авиация внесла свой вклад и в дело разгрома гитлеровской Германии. Именно благодаря была создана Особая воздушная трасса из Америки через Аляску и Чукотку по линии Фербенкс - Москва для срочной переброски на советско-германский фронт авиационной техники из США. Чукотский участок этой трассы оказался самым трудным. В кратчайшие сроки были подготовлены временные аэродромы в населенных пунктах Уэлькаль и Марково, где самолеты доз аправлялись горючим Был построен аэродром и в Анадыре. Ежегодно по этому авиамосту поступало до 2000 самолетов, их перегоном руководил полярный летчик И. П. Мазурук. Безусловно, открытие отделений связи находилось в зависимости от развития авиации, таккак почта доставлялась главным образом по воздуху, ибо наземная Колымская трасса от Магадана до Усть-Неры (а это - 1042 км) вступила в строй только в 1952 году.
В 1938 году в системе функционируют предприятия связи: Магадан (центр Охотско-Колымского РИКа ДВ К), Утка, Балаганное, Котел, Мякит, Хатыннах, Утиная, Эльген, Ягодное, Ямск. Услугами почты пользовались в основном работники военизированной охраны (ВОХР) и НКВД, а также вольнонаемные, главным образом, геологи, авиаторы и другие специалисты. Прибегали к ее помощи и заключенные, но не всем предоставлялась такая возможность - наиболее ущемленными оказывались политические. Запрет на естественное право человека поддерживать связь с внешним миром породил особый вид лагерной корреспонденции - почту с оказией. Нередко ее передавали добровольные : те немногие, кому посчастливилось уйти на свободу, а также вольнонаемные и даже охранники, что было связано для них с большим риском, так как по инструкции этого делать не разрешалось. Письма из лагерей хранить было опасно. Переписка с считалась предосудительной. Вот почему писем, прошедших по дальстроевским каналам, сохранилось мало.
В. ВОИКО
Окончание следует.
Э. Куртаева, Hs истории города Магадана. - Блокнот агитатора, М 12, Магадан, 1969.
Е. Б. Алт унии, Крылья Севера, Магадан, 1976, с. 30.
Н. Г. Петренко, Историческая справка по Магаданскому производственно-техническому управлению связи, Магадан, 1978, с. 1.
' Там же.
Е. Б. А л т унии, Крылья Севера, Магадан, 1976, с. 30.
Т а м ж е, с. 36.
Т а м ж е, с. 97.