Л.И.Дубровин
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин
Cоветские полярники отправляются в Aнтарктику
Подготовка к первой Советской антарктической экспедиции. Как уже отмечалось выше, Советский Союз планировал проведение экспедиции в Антарктику еще в начале 30-х годов, во время подготовки ко II МПГ.
К сожалению, этот план осуществлен не был. В 1946 г. советские ученые проводили океанографические и метеорологические наблюдения в Южном океане. Широкомасштабные исследования в Антарктике были развернуты в середине 50-х годов и осуществлялись в рамках программы Международного геофизического года.
В связи с подготовкой СССР к его проведению была создана Советская антарктическая экспедиция. В организации Советской антарктической экспедиции активное участие принял Отдел морских экспедиционных работ Академии наук СССР под руководством известного полярника И. Д. Папанина.
Включилось в эту работу и Главное управление Северного морского пути, которое возглавлял В. Ф. Бурханов. Подготовкой материалов для правительства занималась инициативная группа энтузиастов исследования Антарктики.
В эту группу входили ученые, моряки, летчики, радиоспециалисты. Многие из них позднее стали участниками 1-й САЭ.
Заседания инициативной группы обычно проводил И. Д. Папанин. Его помощник Е. М. Сузюмов координировал деятельность специальных рабочих групп. Океанографическую группу возглавлял директор Института океанологии АН СССР В. Г. Корт; метеорологическую - Б. М. Таубер; группу, занимавшуюся подготовкой работ на материке,- заместитель директора Морского гидрофизического института Академии наук СССР А. М. Гусев; программа исследований по гляциологии и географии составлялась под руководством Г. А. Авсюка.
Вопросы авиационного обеспечения находились в ведении известных полярных летчиков И. П. Мазурука, И. И. Черевичного, М. Н. Каминского, опытного штурмана Д. Н. Морозова и др. Капитаны дальнего плавания И. А. Ман и С. И. Ушаков занимались изучением условий мореплавания в Антарктике и разгрузки экспедиционных судов у берегов ледяного континента.
Большое участие в подготовке экспедиции приняли сотрудники ААНИИ, имевшие богатый опыт организации и проведения научных исследований в Арктике.
Подготовленные инициативной группой материалы легли в основу проекта решения, представленного Академией наук СССР и Главсевморпути в Совет Министров СССР. После всестороннего обсуждения на заседании в Совете Министров СССР этот проект был одобрен и направлен на утверждение Президиума Совета Министров СССР. 13 июля 1955 г. он был утвержден. Начальником 1-й САЭ назначили опытного арктического исследователя доктора географических наук, Героя Советского Союза М. М. Сомова, который незадолго до этого успешно завершил работу на дрейфовавшей в Арктическом бассейне станции "Северный полюс-2".
Начальником морской части экспедиции был назначен известный океанолог профессор В. Г. Корт, являвшийся, как уже говорилось, директором Института океанологии АН СССР. План и программа 1-й САЭ широко обсуждались научной общественностью. Этому вопросу было посвящено расширенное собрание членов Географического общества СССР.
Президиум Академии наук СССР возложил на 1-ю САЭ следующие задачи:
- изучение влияния атмосферных процессов в Антарктике на общую циркуляцию атмосферы Земли;
- исследование основных закономерностей перемещения антарктических вод и связи их с общей циркуляцией вод Мирового океана;
- составление физико-географического описания Антарктики и современных ледников Антарктиды, геологической характеристики и истории Антарктической области, а также биогеографической и гидрографической характеристик Антарктики;
- создание в 1955 - 1956 гг. научной опорной базы на Антарктическом материке и организацию южнополярных станций;
- изучение особенностей географических явлений в Антарктике;
- изыскание новых районов для советского китобойного промысла, а также изучение методов обеспечения научных исследований в Антарктике.
В подготовку экспедиции включились многие предприятия Советского Союза. С различных концов страны поступало экспедиционное оборудование, а также строительные конструкции, транспортная техника и приборы. Особое значение придавалось снабжению полярников продовольствием.
Экспедиция отправляется в путь. Флагманское судно 1-й САЭ дизель-электроход "Обь" вышло в рейс из Калининграда 30 ноября 1955 г.
Дизель-электроход "Обь" был построен в 1954 г. в голландском городе Флиссингене и предназначался для дальних плаваний в океанах, работы во льдах полярных морей и научных экспёдиций на всех широтах Мирового океана.
Большие запасы топлива и воды, хорошая оснащенность электрорадионавигационными приборами и наличие мощной радиостанции обеспечивали возможность длительного автономного плавания.
На твиндечной' палубе судна были размещены пассажирские каюты для перевозки участников экспедиции, на корме была построена вертолетная площадка. Для проведения научных исследований на судне были оборудованы различные лаборатории.
Два десятилетия служил дизель-электроход "Обь" Советским антарктическим экспедициям. За это время он совершил 19 рейсов к берегам ледяного континента.
Лишь в 1975 г. его заменило новое научно-экспедиционное судно (НЭС) "Михаил Сомов". С борта "Оби" был собран обширный и во многом уникальный научный материал. За два десятилетия судно прошло более 785 тысяч миль, т. е. почти четырехкратное расстояние от Земли до Луны.
Оно побывало во всех океанах и 35 морях, посетило 46 портов 29 стран мира. Тридцать восемь раз дизель-электроход "Обь" пересекал экватор, десятки раз - Северный'и Южный полярный круг.
Название первого флагмана Советских антарктических экспедиций увековечено на картах Антарктики. В его честь названы: банка в Индийском секторе Южного океана, открытая САЭ в 1957 г., залив в море Сомова на северном побережье Земли Виктории, нанесенный САЭ на карту в 1958 г., и проход в море Дейвиса у Берега Правды вблизи обсерватории Мирный, открытый в 1956 г.
В первый антарктический рейс дизель-электроход "Обь" повел опытный капитан дальнего плавания И. А. Ман, член коллегии Министерства морского флота СССР, занимавший тогда должность главного ревизора безопасности мореплавания.
И. А. Ман оставался капитаном "Оби" и во время двух следующих ее рейсов в Антарктику - в составе 2-й и 3-й САЭ. 14 декабря 1955 г. к берегам ледяного континента отправился дизель-электроход "Лена", а позднее - "Рефрижератор # 7".
Экспедиционные суда двигались к наименее исследованному району Восточной Антарктиды, где советским полярникам предстояло построить научную станцию и оставить на долгую зимовку около 100 человек.
Авиационный отряд 1-й САЭ имел в своем распоряжении 4 самолета и 2 вертолета, наземный транспортный отряд 13 гусеничных тракторов и бульдозеров, 4 гусеничных вездехода ГАЗ-47,10 автомобилей с кузовами, специально оборудованными под походные радиостанции, авторемонтные мастерские, передвижные электростанции и т. п., а также автомобиль ГАЗ-69.
Кроме того, полярники взяли с собой нарты и 50 колымских ездовых собак. Экспедиция располагала также вспомогательными плавсредствами, предназначенными в основном для разгрузки судов на антарктическом побережье: буксирным катером ледокольного типа, двумя баржами, понтонами и мотоботами.
Для создания первого советского научного поселка на ледяной континент с экспедицией отправился строительный отряд, в состав которого входило 90 человек.
Первые советские люди на ледяном континенте. 5 января 1956 г. "Обь" достигла цели. Флагманское судно экспедиции вошло в море Дейвиса и остановилось у кромки припая, окаймлявшей берег ледяного материка, который еще не имел наименования.
Участники экспедиции назвали его в честь известной центральной газеты Берегом Правды. На берег для рекогносцировки была выслана небольшая лыжная партия во главе с метеорологом мастером спорта по альпинизму А. М. Гусевым, в которую вошли начальник морской части экспедиции В. Г. Корт, гляциологи Г. А. Авсюк и П. А. Шумский, кинооператор А. С. Кочетков и корреспондент газеты "Комсомольская правда" А. Р. Барашев.
Вслед за ними на берег отправились географ К. К. Марков и геолог О. С. Вялов. Им предстояло совершить пеший переход. Эти восемь человек были первыми советскими людьми, ступившими на берег ледяного континента.
Вот как описывает данное событие А. М. Гусев: "Подъем на барьер оказался очень простым, и мы считали уже, что находимся на материке. Но когда прошли несколько дальше от барьера по направлению к камням, то обнаружили orромную трещину, преградившую дальнейшее продвижение.
Вскоре стало ясно, что это не трещина - она была слишком широка. Мы выяснили, что находимся не на материке, а на огромном айсберге, вероятно, недавно отделившемся от основного оледенения, но еще сидящем на грунте и не начавшем плавание: внизу между нами и противоположным краем был виден частично взломанный припай с лежащими на нем обломками льда.
Это было сравнительно недалеко от цели нашей разведки - гряды камней и не сулило ничего хорошего. Действительно, раз здесь лед движется, то участки склона вблизи камней может постигнуть такая же участь, какая постигла тот, на котором мы находились.
Пришлось вновь спуститься на припай и по нему пройти немногим больше километра к западу. На барьер решили выходить в самом близком к камням месте. Здесь обрыв был раза в два выше того, где мы поднимались в первый раз. На барьер вел острый снежный гребень, надутый зимой.
Он был не очень удобен для подъема, тем более что в средней части был разорван. Но более подходящего места из-за недостатка времени найти было трудно, и мы направились по нему на ледник. Когда мы проходили через разрыв гребня, выяснилось, что он возник в результате приливо-отливных явлений в океане: припай вместе с уровнем воды то приподнимался, то опускал ся, и у места его соединения с неподвижным ледяным барьером материка образовалась приливоотливная трещина.
Естественно, что это привело к разрыву снежного гребня, перекинутого с берега на припай. Трещина "дышала". Значит, сюда проникала подо льдом длинная пологая зыбь из океана и заставляла перемещаться относительно друг друга края трещины. От этого медленно перемещались и края разорванного гребня.
Из трещины был слышен скрежет и бульканье от падающих в воду кусков снега и льда. Теперь уже не было никаких сомнений в том, что мы вышли на материк>.(Гусев А. М. В снегах. Антарктиды - М: Изд-во АН СССР, 1961.)
Место для строительства базы в этом районе явно не подходило, поэтому сразу же были предприняты поиски другого места с помощью авиации. Авиационная разведка увенчалась успехом.
После нескольких рекогносцировочных полетов западнее стоянки "Оби", напротив острова Хасуэлл, где обрывистый ледяной берег материка, возвышавшийся над морем на 12 - 16 м, изгибался почти под прямым углом, образуя небольшой полуостров, были обнаружены четыре небольших скалистых холма.
Наиболее крупный холм, который располагался на конце полуострова, названного впоследствии полуостровом Мирным, был шириной около 300 - 400 м. Советские полярники назвали его сопкой Комсомольской.
Остальные холмы также были названы сопками - Радио, Моренная и Ветров.
Дизель-электроход "Обь" перешел на новое место к обнаруженному холмистому полуострову, и 15 января 1956 г. началась его разгрузка. Доставленные на "Оби" строительные материалы и экспедиционное оборудование подавали из раскрытых трюмов судна на большие тракторы с прицепными санями, которые стояли у борта на припае.
Затем тракторы тащили сани на берег, к месту строительства обсерватории. Разгрузка велась круглые сутки. В ней участвовали все члены экипажа судов, строители, ученые, руководители и рядовые члены экспедиции.
С этих дней начался счет человеческим жертвам, которые понесли Советские антарктические экспедиции в борьбе с суровой и коварной природой Антарктики. Припай, по которому грузы доставлялись на берег, был в то время уже ненадежным, и 21 января при разгрузке дизель-электрохода "Обь" один из тракторов вместе с санями провалился под лед.
При этом погиб механик-водитель комсомолец И. Хмара. Распланировав поселок, строители начали собирать металлические фундаменты, на которые вскоре были поставлены первые дома. Всего в Мирном 1-й САЭ было сооружено 21 здание. Жилые дома образовали улицу, названную именем Ленина.
На юго-западной окраине поселка были разбиты две взлетно-посадочные полосы и оборудована площадка для стоянки самолетов. Царившую здесь веками тишину нарушил мощный гул авиационных двигателей.
13 февраля 1956 г. над первым советским научным поселком, который был расположен на Южном полярном круге, был поднят государственный флаг Советского Союза и обсерватория, названная в честь одного из парусных кораблей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, вступила в строй действующих станций.
Еще до завершения строительства обсерватории, 11 фев- раля 1956 г., в Мирном были начаты систематические метеорологические наблюдения. По мере строительства отдельных сооружений и установки в них научного оборудования объем исследований постепенно расширялся. К концу мая в Мирном уже выполнялся полный комплекс научных наблюдений, предусмотренных программой 1-й САЭ. В первые же дни после прибытия экспедиции в Антарк- тиду начались рекогносцировочные исследования прилега- ющих районов с помощью авиации. Поскольку эта часть кон- тинента была еще очень мало изучена, почти в каждом поле- те советские исследователи получали новые сведения. Так, во время полета 16 января 1956 г. вдоль побережья на восток до Берега Нокса было обнаружено много неизвестных ранее островов и выходов коренных горных пород, замечены из- менения в очертаниях шельфового ледника Шеклтона и т. д. Во время многочисленных полетов с посадками в различных пунктах побережья между 76 и 111' в. д., а также в южной его части, в тех местах, где имеются выходы коренных гор- ных пород, проводились геологические, гляциологические, гравиметрические, магнитные, метеорологические, биоло- гические и другие наблюдения, выполнялась аэрофотосъемка. В море Дейвиса и прилегающих районах Южного океана осу- ществлялась регулярная авиационная ледовая разведка, в ре- зультате которой были получены сведения о ледовом ре- жиме прибрежных антарктических вод. Было совершено несколько полетов и в глубь континента. Так, 25 февраля 1956 г. самолет Ил-12 побывал в районе Юж- ного геомагнитного полюса, где планировалось создать стан- цию Восток. В начале марта был предпринят длительный разведывательный полет в зону, в которой намечалось по- строить станцию Советская. Во время этих полетов было впер- вые установлено, что во внутренних районах Восточной Антарктиды высота поверхности ледникового покрова до- стигает 3,5 - 4 км. 2 апреля 1956 г. из Мирного в глубь ледяного континента вышел первый санно-тракторный поезд, состоявший из двух тракторов С-80 и шести саней. В походе, который возглавлял начальник экспедиции М. М. Сомов, участвовало 11 человек. Поход проходил в очень трудных условиях. Наступала южно- полярная зима. С каждым днем сокращался период светлого времени.
Уже через два дня пути, удалившись от Мирного на 55 км, поезд оказался на высоте 1000 м над уровнем моря, и по мере его движения вперед высота ледникового склона все возрастала. Низкая температура воздуха, постоянные сильные ветры и метели затрудняли движение и исследовательские работы, однако участники похода на всем его протяжении выполняли метеорологические, аэрологические, гляциологические, магнитные, астрономические и актинометрические наблюдения, а также осуществляли сейсмозондирование ледникового покрова. Пройдя 375 км, 4 мая 1956 г. поезд достиг своей цели. Здесь, на высоте 2700 м над уровнем моря, была открыта первая в Антарктиде внутриконтинентальная станция Пионерская.
Небольшой коллектив этой станции возглавил А. М. Гусев.
В октября того же года была создана еще одна станция. Она была построена в 370 км к востоку от Мирного, в прибрежном оазисе Бангера, и получила название Оазис. Все строительные материалы и оборудование для нее были доставлены из Мирного по воздуху.
Первым начальником этой станции был П. Д. Селищев.
После завершения строительства Мирного морская часть 1-й САЭ с борта дизель-электрохода "Обь" провела комплексные океанографические исследования в прибрежных антарктических водах, на океанографических разрезах от островов Баллени до Новой Зеландии через Тасманово море, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива.
Затем судно возвратилось на родину.
В декабре 1956 г. и январе 1957 г. к Мирному подошли суда 2-й САЭ: дизель-электроходы "Обь" и "Лена", а также теплоход "Кооперация". Континентальную часть экспедиции возглавил Герой Социалистического Труда А. Ф. Трешников, морскую часть на "Оби" - профессор И. В. Максимов, на "Лене" - гидрограф О. А. Борщевский.
Участники 2-й САЭ продолжили' стационарные научные наблюдения в обсерватории Мирный, а также на станциях Оазис и Пионерская. Кроме того, силами этой экспедиции южнее станции Пионерская были созданы внутриконтинентальные станции Восток-1 и Комсомольская. В конце 1957 г. станция Восток-1 была перенесена в район Южного геомагнитного полюса, на расстояние более 1400 км от Мирного.
Новая станция получила название Восток, в честь флагманского судна экспедиции Ф. CD. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Выполненные в ходе 2-й САЭ метеорологические и аэрологические наблюдения позволили выявить основные особенности атмосферной циркуляции в Антарктике и установить ее роль в атмосферной циркуляции во всем южном полушарии.
В частности, результаты этих наблюдений показали, что именно меридиональная циркуляция обеспечивает межширотный обмен теплыми и холодными воздушными массами и выход циклонов на Антарктический континент.
Вторая Советская антарктическая экспедиция осуществила специальный гляциологический санно-гусеничный поход по маршруту Мирный - Пионерская, во время которого проводился широкий комплекс исследований ледникового покрова, в частности, путем сейсмозондирования измерялась его толщина. Результаты этих измерений показали, что южнее Мирного ложе ледника на значительных участках находится ниже уровня моря.
Кроме того, участники экспедиции совершили походы до станции Комсомольская, а оттуда - на Южный геомагнитный полюс.
Особенно важные результаты дали океанографические, гидрографические и геодезические исследования, осуществленные морской частью 2-й САЭ.
С дизель-электрохода "Обь" были выполнены комплексные океанографические работы на шести разрезах в Индийском океане, а также на разрезе Мирный - Калькутта; с дизель-электрохода "Лена" была проведена аэрофотосъемка антарктического побережья на участке между Мирным и Берегом Принца Улафа.
В начале апреля 1957 г. "Обь" и "Лена" закончили программу исследований и подошли к Мирному. Приняв на борт сезонный состав экспедиции, эти суда покинули Берег Правды.
В ноябре - декабре 1957 г. в Антарктиду прибыла 3-я САЭ на дизель-электроходе "Обь" и теплоходе "Кооперация". Ее континентальную часть возглавлял Герой Советского Союза Е. И. Толстиков, морскую - В. Г. Корт. В ходе этой экспедиции были завершены работы, проводившиеся в Антарктике по программе МГГ, и созданы еще две внутриконтинентальные научные станции - Советская и Полюс недоступности.
В результате научных наблюдений, выполнявшихся в 1958 г. на пяти советских внутриконтинентальных станциях, впервые было получено общее представление о метеорологическом режиме и геофизических явлениях в центральной части Антарктиды.
Третья Советская антарктическая экспедиция еще шире развернула маршрутные исследования в континентальной части материка. Во время одного из организованных этой экспедицией походов санно-гусеничный поезд достиг района полюса относительной недоступности, расположенного на расстоянии более 2100 км от Мирного.
Благодаря выполнявшимся в этом походе научным наблюдениям были получены важные данные о толщине ледникового покрова, рельефе ледникового ложа, особенностях метеорологического режима и геомагнитных явлений на огромных пространствах Восточной Антарктиды.
Участники другого похода, во время которого проводилось сейсмозондирование ледникового покрова, на завезенных в Антарктиду вездеходах "Пингвин", которые были изготовлены в Ленингра де на Кировском заводе, вторично прошли по маршруту Мирный - Пионерская.
Морская часть экспедиции с дизель-электрохода "Обь" провела аэрофотосъемку побережья Восточной Антарктиды от моря Дейвиса до Земли Виктории. Кроме того, она осуществила комплексные океанографические исследования на юге Тихого океана и на разрезе Антарктида - остров Пасхи - Вальпараисо. В этом рейсе с "Оби" впервые были произведены запуски метеорологических ракет с целью исследования верхних слоев атмосферы в Южной полярной области.
31 декабря 1958 г. Международный геофизический год закончился, и дальнейшие исследования в Антарктике проводились под эгидой Международного геофизического сотрудничества (МГС).
После завершения МГГ объем исследований, проводившихся Советским Союзом в Южной полярной области, на некоторое время несколько сократился, а затем вновь стал расширяться. Ежегодно сменяя друг друга, Советские антарктические экспедиции продолжали изучение ледяного континента и антарктических вод.
Постепенно расширялись и перестраивались научные станции. Открывались новые станции, снабжавшиеся все более совершенным оборудованием и экспедиционной техникой.
Полевые отряды охватывали своими исследованиями все новые и новые районы.
|