Л.И.Дубровин

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

ОТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ДО МЕЖДУНАРОДНОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ГОДА

Южный материк и его поиски. Еще более 2 тысяч лет тому назад античные географы пришли к выводу, что Земля-шар.
Сделав такой вывод, они достаточно точно для того времени определили размеры нашей планеты и сделали попытки изобразить ее поверхность, создав первые географические карты. Однако из-за скудности сведений о поверхности Земли более или менее верно на этих картах были изображены только районы центров античной цивилизации, а удаленные от них области были нанесены на карты совершенно произвольно, в зависимости от представлений ученых.
Одни античные географы считали, что на Земле существуют отдельные континенты, омываемые водами единого океана, другие полагали, что Индийский и Атлантический океаны со всех сторон, в том числе и с юга, окружены сушей.
И те, и другие придерживались мнения, что суша занимает значительную часть южного полушария, хотя объясняли это по-разному. Так, знаменитый древнегреческий астроном и географ Птолемей (11 в. н. э.) исходил из того, что суша на Земле представляет собой единый континент, а не менее известный географ Страбон (60-е гг. до н. э. - 20-е гг. н. э.) утвердждал, что в южном и северном полушариях должны находиться одинаковые массивы суши, иначе было бы нарушено равновесие.
В эпоху Возрождения началось интенсивное развитие торговли и мореплавания. Парусные корабли европейских стран направлялись в далекие неведомые края за золотом и пряностями. Представление об окружающем мире стало быстро расширяться. Географы вспомнили об идеях, зародившихся в Древней Греции, и, в частности, о возможности существования обширного континента на юге нашей планеты. Поиски этого континента продолжались вплоть до второй половины XVIII в.
В 1487 г. португальский мореплаватель Б. Диаш, обогнув южную оконечность Африки, доказал, что этот материк не соединяется с Южным континентом, после чего при изображении на картах их стали отделять друг от друга широким проливом.
В 1520 г. другой португальский мореплаватель, знаменитый Ф. Магеллан, прошел из Атлантического океана в Тихий проливом, названным его именем. Гористая земля, которую он увидел к югу от пролива, была принята за берег громадного Южного континента. Однако вначале капитан испанской экспедиции Ф. Осес (в 1526 г.), а затем английский мореплаватель Ф. Дрейк (в 1578 г.) обнаружили, что Огненная Земля не является частью Южного континента, а представляет собой группу гористых островов.
Выступом Южного континента сочли и северный берег острова Новая Гвинея, который был открыт испанцами в 1544 г. Только в 1606 г. испанский мореплаватель Л. Торрес доказал, что Новая Гвинея - это всего лишь остров в тропической зоне Тихого океана.
За часть Южного континента была принята вначале и Австралия, которую открыли в первой половине XVI I в. голландские моряки. В 1642 г. голландский исследователь А. Я. Тасман обошел этот материк с юга, однако, открыв во время своего плавания Новую Зеландию, не смог отрешиться от воззрений античных географов и счел ее частью Южного континента.
Только спустя 128 лет английский мореплаватель Дж. Кук установил, что это была очередная ошибка.
Как ни странно, но даже небольшие, затерянные в океане острова иногда принимали за берег Южного континента. Так случилось, например, с островом, расположенным к югу от мыса Доброй Надежды на расстоянии более 1,5 тыс. км от Антарктиды. Впервые его увидел в 1739 г. французский мореплаватель Ж. Буве де Лозье и, приняв в тумане за выступ обширного континента, назвал мысом Сирконсизьон. Только через 150 лет было установлено, что это одинокий остров в океане (остров Буве).
Вера в существование таинственного, обширного и населенного людьми Южного континента жила на протяжении столетий, однако границы его в результате географических открытий в южном полушарии постепенно все дальше и дальше отодвигались на юг. Еще в 1770 г. английский географ и моряк А. Далримпль на основании умозрительных заключений утверждал, что огромный Южный континент существует и что население его превышает 50 миллионов человек.
Он исходил из положения античных географов, полагавших, что соотношение между сушей и водой в северном и южном полушариях должно быть одинаковым, и считал, что поскольку площадь суши между экватором и 50' ю. ш. в несколько раз меньше площади океана, то, значит, южнее 50-й параллели должен находиться гигантский континент, уравновешивающий континенты северного полушария.
Миф о существовании загадочного континента был окончательно развеян экспедицией знаменитого английского исследователя Дж. Кука, когда корабли "Резолюшн" и "Адвенчер" впервые в истории мореплавания 17 января 1773 г. пересекли Южный полярный круг. Закончив путешествие, Кук писал: "Я обошел океан южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания".
Итак, "закрыв" населенный континент в умеренных широтах южного полушария, Кук не отрицал существования земли вблизи полюса. Однако географы, в первую очередь английские, стали впадать в другую крайность. Они утверждали, что в Антарктике вообще отсутствуют какие-либо земли, и поэтому многие картографы того времени на картах и глобусах в южном полушарии до самого Южного полюса изображали сплошной океан. Эта точка зрения, которой придерживался достаточно широкий круг географов, несмотря на то что в первой половине XIX в. была открыта Антарктида, существовала вплоть до начала нашего столетия.
Интересно отметить, что такого мнения придерживался и известный французский писатель Ж. Верн, описавший в своем романе "20 000 лье под водой" плавание "Наутилуса" подо льдами Южного океана до самого Южного полюса.
Открытие Антарктиды русскими. Великий русский ученый М. В. Ломоносов в своем замечательном произведении "О слоях земных", созданном в 1761 г., т. е. еще до плавания Кука, утверждал, что в высоких широтах южного полушария существуют острова и "матерая земля, покрытые вечными льдами". Свою точку зрения он обосновывал астрофизическими факторами, обусловленными эллиптичностью орбиты Земли и особенностями распределения суши и океана в южном полушарии.
Предположение Ломоносова нашло свое блестящее подтверждение, когда русской экспедицией под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева была открыта Антарктида. Произошло это в первой четверти XIX в.
После своего путешествия в высоких южных широтах Кук заявил: "Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдом морях в поисках Южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы".
Но самоуверенное заявление знаменитого английского мореплавателя не удержало русских моряков от поисков земель за Южным полярным кругом, о существовании которых говорил великий русский ученый М. В. Ломоносов. 4 июля 1819 г. при огромном стечении провожающих, собравшихся в кронштадтской гавани, участники Первой русckой антарктической экспедиции на шлюпах "Восток и "Мирный отправились на поиски южнополярных земель. Экспедицию возглавили капитан Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев. Совсем крохотным, по современным понятиям, парусным кораблям предстояло длительное и опасное плавание.
Радиосвязи в то время не было и в помине, и о судьбе кораблей, уходивших в дальние плавания, узнавали только из редких сообщений, которые доставляли другие корабли, встречавшиеся им на пути и возвращавшиеся на родину.
15 декабря 1819 г., пройдя почти вдоль всего Атлантического океана, "Восток" и "Мирный" подошли к острову Южная Георгия и стали двигаться вдоль его южного берега.
Производя опись этого берега, русские моряки открыли ряд географических объектов и дали им свои названия. Так на карте появились мысы Порядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского, остров Анненкова. Все эти названия были даны в честь участников экспедиции - офицеров "Мирного" и "Востока".
22 декабря русские мореплаватели увидели еще неизвестную группу Южных Сандвичевых островов, расположенную в северной части архипелага. Так были открыты острова Лескова, Завадовского и Торсона (' Впоследствии Беллинсгаузен был вынужден переименовать остров Торсона. Он назвал его Высоким, поскольку К. П. Торсон был участником тайного общества декабристов и разделил с ними все тяготы каторги и ссылки в Сибири.). Всю эту группу островов Беллинсгаузен назвал островами Траверсе в честь русского морского министра адмирала И. И. де Траверсе.
Далее путь русской экспедиции лежал к южной оконечности архипелага, открытого Куком и названного им в честь первого лорда Адмиралтейства Землей Сандвича. Из-за шторма и тумана Кук не смог подойти к его берегам и острова и льды между ними показались ему единой землей. Участники русской экспедиции, лавируя между айсбергами на шлюпах, обследовали "Землю Сандвича" и убедились, что это архипелаг, состоящий из трех небольших островов.
В знак уважения к отважному английскому мореплавателю Беллинсгаузен почти не изменил названия несмотря на явную ошибку Кука и назвал этот архипелаг Южными Сандвичевыми островами.
От Южных Сандвичевых островов русские мореплаватели двинулись на восток, используя все возможности ледовой обстановки, чтобы проникнуть как можно дальше на юг.
Условия плавания были очень тяжелыми. Лед намерзал на снастях, с такелажа сыпались сосульки, обмерзшие ванты казались продернутыми сквозь стеклярус. Матросы каждый
час сколачивали лед. Иногда хлопьями падал снег, облепляя паруса и покрывая толстым слоем палубу, так что матросы едва успевали его убирать. Часто суда плыли среди густого тумана под шум разбивающихся о льдины волн.
Трудности лавирования между айсбергами усугублялись постоянной опасностью, грозившей шлюпам,- потерять друг друга. 28 января 1820 г. "Восток" и "Мирный", удалившись к югу от полярного круга почти на три градуса, достигли покрытого "бугристыми льдами" берега Антарктиды.
М. П. Лазарев писал своему другу А. А. Шестакову: "16 генваря (28 января по новому стилю.- Прим. авт.) достигли мы широты 69'23' S, где встретили матерый лед, чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря с саленгу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение; но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурило и пошел по обыкновению снег. Это было в долготе 2'35' W-ой от Гринвича. Отсюда продолжали мы путь свой к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали ледяной материк, не доходя до 70'".
Так 28 января 1820 г. русские мореплаватели открыли последний континент на нашей планете, окончательно завершив, таким образом, эпоху Великих географических открытий.
Следуя дальше на восток, русская экспедиция еще не раз приближалась к берегам Антарктиды. Ближе всего к берегу ей удалось подойти 17 и 18 февраля примерно в 300 милях восточнее первого подхода, на 15 - 16' в. д., у шельфового ледника, впоследствии названного советскими исследователями именем Лазарева. Близко к Антарктиде "Восток" и "Мирный" подошли и 25 - 26 февраля в районе Земли Эндерби - до берега оставалось примерно 70 миль.
Здесь русские мореплаватели увидели множество птиц, которые в открытом океане обычно не встречаются. Беллинсгаузен отмечал в связи с этим, что "непременно поблизости сего места должен быть берег". Даже сейчас, на современных судах с мощными двигателями, радиолокаторами и эхолотами, плавание в этих широтах небезопасно. Поэтому трудно переоценить мужество и мастерство русских мореплавателей, совершавших свое плавание на небольших парусных кораблях, которые полностью зависели от капризов погоды.
При малейшем улучшении погоды и ледовой обстановки они устремлялись на юг. Иногда суда забирались в такую чащу айсбергов, что в пределах видимости насчитывалось до полутора тысяч "плавучих ледяных островов".
Зимой русские мореплаватели совершили плавание в тропические широты Тихого океана, а затем зашли в Порт-Джексон (ныне Сидней), где ремонтировали свои суда. С наступлением весны, 12 ноября 1820 г., они снова устремились на юг, продолжая кругосветное плавание теперь уже в антарктических водах Тихоокеанского сектора Южного океана. Следуя вдоль сплоченных льдов, русские суда прошли через всю тихоокеанскую часть Антарктики и 22 января 1821 г.
среди моря увидели в тумане темное пятно. Офицеры, по очереди глядя в подзорную трубу, не могли прийти к единому мнению об его происхождении. Вскоре туман рассеялся вышедшее из-за облаков солнце осветило океан, и они увидели берег, покрытый снегом, с черневшими местами осыпями и скалами. Множество пеструшек, дымчатых альбатросов и морских ласточек носилось в воздухе. Лед, окружавший остров, не позволил морякам совершить высадку.
Это был первый остров, открытый южнее полярного круга. Беллинсгаузен назвал его "высоким именем виновника существования в Российской Империи военного флота, именем Петра 1.
Через несколько дней в ясную солнечную погоду, которая была редкостью в этих широтах, моряки увидели высокий гористый берег, покрытый снегом. Берег этот был назван именем русского императора Александра I (на современных картах Земля Александра I).
На завершающем этапе плавания в антарктических водах, по пути на родину, русскими моряками впервые были обследованы Южные Шетландские острова, незадолго до этого открытые английским тюленепромышленником В. Смитом.
В результате этого все острова были точно нанесены на карту. В память о событиях Отечественной войны 1812 г. они получили названия: Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо. Один из островов был назван именем Тейля - русского посланника при португальском дворе, который сообщил Беллинсгаузену об открытии этих островов Смитом. 8 февраля были описаны острова, получившие названия Три Брата. К западу от них был открыт ровный, покрытый снегом и льдом остров, названный в честь вице-адмирала П. М. Рожнова.
Три самых северных острова получили имена известных русских мореплавателей: адмирала Н. С. Мордвинова, капитан-командора В. М. Михайлова, вице-адмирала А. С. Шишкова. Позднее англичане дали этим островам свои наименования, поэтому все они носят двойные названия: первое - английское, второе (в скобках)-русcкое.
24 июня 1821 г. шлюпы "Восток" и "Мирный" вернулись в Кронштадт. Так завершилась Первая русская антарктическая экспедиция, продолжавшаяся 751 день. Русские мореплаватели совершили выдающийся подвиг, который вызвал восхищение не только соотечественников, но и иностранцев. Известный немецкий географ Петерман, высоко оценивая достижения Первой русской антарктической экспедиции, писал о ее руководителе Ф. Ф. Беллинсгаузене: "...Важнее всего то, что он бесстрашно пошел против вышеуказанного решения Кука, царившего во всей силе в продолжении 50 лет и успевшего прочно укорениться".
Открытие Земель и Берегов. Открыв ледяные берега в Атлантическом секторе Южного океана и скалистые горы Земли Александра ! в юго-восточной части Тихого океана, Первая русская антарктическая экспедиция положила начало исследованию Антарктического континента.
В конце 1820 г. английская экспедиция Э. Брансфилда, открыв северную оконечность Антарктического полуострова, назвала ее Землей Тринити (на современных картах полуостров Тринити). В 1823 г. в юго-западной части Атлантического сектора Антарктики находилась английская промысловая экспедиция на бриге "Джейн" и шлюпе "Буофой" под командованием капитана Дж. Уэдделла.
В поисках тюленей она проникла почти на 500 миль южнее полярного круга, достигнув 74'15' ю. ш. Открытое здесь море Уэдделл назвал именем короля Георга IV, однако позднее ему было присвоено имя первооткрывателя, под которым оно значится на картах и поныне.
В феврале 1831 г. английские моряки под руководством Дж. Биско открыли землю у Южного полярного круга, вблизи 50' в. д. Приняв ее за остров, они назвали его именем братьев Эндерби (владельцев торгово-промысловой фирмы, снарядившей экспедицию). Впоследствии оказалось, что это огромный полуостров; он получил название Земли Эндерби.
В следующем, 1832 г., экспедиция Дж. Биско продолжила плавание в водах Антарктики и открыла ряд островов и участков западного побережья Антарктического полуострова. В начале 1834 г. английский капитан П. Кемп открыл берег, расположенный восточнее Земли Эндерби, который впоследствии был назван Берегом Кемпа.
Через пять лет после этого английский китобой Дж. Баллени открыл острова, названные позднее его именем, и в двух местах (примерно на 118 и 131' в. д.) увидел берег Антарктического материка. Этот участок побережья он назвал Берегом Сабрина.
В январе 1840 г. французская экспедиция под руководством Ж. Дюмон-д'Юрвиля на 140' в. д. обнаружила берег, названный начальником экспедиции в честь своей жены Землей Адели. Другой участок побережья, расположенный западнее, был назван Землей Клари, в честь жены командира одного из экспедиционных судов. В том же году у побережья Восточной Антарктиды работала американская экспедиция Ч. Уилкса.
Экспедиционные суда прошли вдоль побережья с востока на запад приблизительно от 160 до 100' в. д. Хотя Уилкс смело наносил на карту не только действительно существовавшие, но и лишь кажущиеся таковыми берега и истинный берег лежал южнее, однако в общем он оказался прав. Поэтому значительная часть побережья Восточной Антарктиды, находящаяся между 100 и 150' в. д., получила со временем название Земли Уилкса.
В конце 1840 г. (когда из плавания по Южному океану вернулись экспедиции Дюмон-д'Юрвиля и Уилкса) к берегам Антарктиды на судах "Эребус" и "Террор" устремилась английская экспедиция Дж. Росса. Направившись в район, расположенный восточнее земель, которые были обследованы французами, эта экспедиция открыла побережье Земли Виктории и обнаружила грандиозный ледяной барьер длиной более 900 км.
На стыке между ними исследователи увидели два высоких вулканических конуса. Над одним из них поднимались клубы дыма. Вулканы были названы именами экспедиционных судов: действующий - Эребусом, а потухший - Террором. Дж. Росс видел только северный берег земли, на которой расположены вулканы, и изобразил его соединяющимся с Землей Виктории.
Только через 60 лет, в 1901 г., Р. Скотт установил, что это не берег материка, а участок суши на краю огромного шельфового ледника (лед Росса), и назвал его островом Росса. На современных тских картах он называется полуостровом Росса. С именем этого исследователя связано и название моря, омывающего шельфовый ледник Росса.
В 1873 г. к берегам Антарктического полуострова пришло промысловое судно гамбургской фирмы "Грейланд". Это был первый пароход в Антарктике. На следующий год за Южный полярный круг проникло английское экспедиционное судно "Челленджер", с которого были осуществлены разнообразные океанографические исследования обширных пространств Мирового океана.
Первый Международный полярный год. Мысль о согласованном изучении природы нашей планеты совместными усилиями ученых многих государств зародилась во второй половине прошлого века. Ее высказывали крупнейшие русские ученые К. М. Бэр, А. Я. Купфер, А. Ф. Миддендорф, А. И. Воейков, знаменитый немецкий естествоиспытатель А. Гумбольдт и другие исследователи. Директор морской обсерватории в Гамбурге Г. Неймайер еще в 1854 г. указывал на необходимость систематических исследований климата южного полушария, особенно в полярных широтах.
В начале 70-х годов XIX в. он предложил организовать синхронные стандартные наблюдения в Арктике и Антарктике. Однако эта идея в то время не была реализована. Условия для ее осуществления возникли только в начале 80-х годов.
В 1875 г. К. Вайпрехт, один из руководителей австровенгерской экспедиции, открывшей Землю Франца-Иосифа, выступил на съезде немецких естествоиспытателей и заявил, что научные результаты арктических экспедиций практически не оправдывают тех огромных средств, которые на них затрачиваются. Исследования проводятся в разное время, от случая к случаю, поэтому результаты наблюдений, особенно метеорологических, несравнимы и их невозможно использовать для серьезных научных обобщений.
В заключение своего доклада Вайпрехт сказал: "Необходимо окружить Северную полярную область кольцом станций, на которых бы производились одновременно в течение одного года при помощи одинаковых приборов и одинаковыми методами различные наблюдения... Устройство хотя бы нескольких станций также в Антарктике значительно повысило бы ценность результатов этой работы".
Вайпрехт энергично занялся распространением и пропагандой этой идеи в научных кругах, и замысел международного научного сотрудничества в полярных странах стал осуществляться. Международный метеорологический конгресс, состоявшийся весной 1879 г. в Риме, одобрил предложения Вайпрехта и рекомендовал всем правительствам принять их для разработки программ исследования.
Конгресс создал специальную Полярную комиссию под председательством Г. Неймайера. В октябре того же года в Гамбурге состоялась Первая Международная полярная конференция, на которой была утверждена программа исследований, предусматривающая проведение систематических круглогодичных научных наблюдений на восьми станциях в Арктике.
Особенно действенную поддержку получил проект Вайпрехта у Императорского Русского географического общества.
В 1880 г в Берне была проведена Вторая Международная полярная конференция, на которой представители стран, участвовавших в разработке программы исследований в Арктике, подтвердили свою готовность выполнить взятые обязательства. Кроме того, на конференции было принято обращение к другим странам с просьбой принять участие в исследованиях.
Председателем Международной полярной комиссии на конференции был избран директор Главной физической обсерватории академик Г. И. Вильд, который глубоко понимал перспективы развития геофизики и необходимость международного научного сотрудничества и с присущей ему энергией взялся за осуществление этого важного дела.
На Третьей Международной полярной конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 1881 г., было решено, что работы по в, общей согласованной программе начнутся 1 августа 1882 г.' и продлятся до 1 сентября 1883 г.
Данный период вошел в историю науки как 1-й Международный полярный год (МПГ). Сам Вайпрехт до этих дней не дожил. Он умер в марте 1881 г.
В мероприятиях 1-го МПГ участвовало 12 государств (Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Дания, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция и Швеция). Благодаря их усилиям в Арктике было создано 13 научных станций. Организация и проведение систематических исследований в Антарктике даже на протяжении одного года оказались в то время очень сложным делом, поэтому их удалось развернуть только в двух пунктах.
Оба они находились фактически в преддверии Антарктики: один-на острове Южная Георгия, другой - на одном из островов архипелага Огненная Земля, вблизи мыса Горн. Для проведения наблюдений по программе 1-го МПГ на острове Южная Георгия туда отправилась германская экспедиция К. Шредера на парусном судне "Мольтке".
Прибыв на остров 20 августа 1882 г., участники экспедиции приступили к строительству станции на его восточной стороне. Вскоре на ровном участке на берегу небольшой бухточки, которой члены экспедиции дали название своего судна, были возведены станционные постройки и начались научные наблюдения. Кроме жилого дома, на станции были построены два магнитных и астрономический павильоны, а также хлев для привезенного скота.
В состав экспедиции, помимо Шредера, входило десять человек - шесть ученых и четыре рабочих. С 14 сентября 1882 г. по 3 сентября 1883 г. на станции, известной в литературе как Зимовка Шредера, регулярно проводились метеорологические и геомагнитные наблюдения, а также осуществлялась регистрация колебаний уровня моря с помощью мареографа. В декабре 1882 г. были проведены специальные астрономические наблюдения за прохождением Венеры по диску Солнца. Кроме того, исследователи предприняли попытку получить сведения о скорости ветра на различных высотах. Для этого они установили на вершине горы высотой 510 м флюгер и наблюдали за ним в подзорную трубу.
Однако вскоре флюгер был сорван ураганным ветром, и после этого наблюдения не возобновлялись, Сверх программы здесь вели гляциологические наблюдения, которые заключались в измерении скорости движения ледника путем периодических определений положения валунов на его поверхности. Оказалось, что в том месте, где проводили измерения, ледник двигался со скоростью 30 - 40 см в день.
Во время наблюдений за уровнем моря участники экспедиции зафиксировали цунами, возникшее в результате катастрофического взрыва при извержении вулкана Кракатау 27 августа 1882 г. в Зондском проливе, на расстоянии нескольких тысяч километров от острова Южная Георгия.
После успешно проведенной зимовки в сентябре 1883 г. участники экспедиции Шредера были сняты с острова корветом "Мария Для проведения наблюдений по программе 1-го МПГ на Огненную Землю отправилась французская экспедиция на судне "Романш". Она достигла намеченной цели 6 сентября 1882 г. Научная станция была построена на острове Осте, в 50 км от мыса Горн. Это была самая южная из организованных в период 1-го МПГ станций.
Она находилась на целый градус (т. е. более чем на 100 км) южнее германской станции, созданной на острове Южная Георгия.
Наблюдения на французской станции продолжались в течение 13 месяцев. Исследователи были снабжены специальной аппаратурой, в том числе самописцами. Они провели метеорологические, геомагнитные и океанологические наблюдения и тоже зафиксировали волны цунами, докатившиеся сюда из Зондского пролива.
На станции проводились регулярные измерения солнечной радиации с целью оценки прозрачности атмосферы и определения солнечной постоянной. Изучался состав воздуха, в частности содержание в нем углекислого газа. Кроме того, в близлежащих горах были выполнены измерения температуры воздуха на различных высотах (до 510 м), результаты которых показали, что с увеличением высоты на каждые 1333 м температура воздуха понижается на 1'С.
В декабре 1893 г. норвежский промышленник К. А. Ларсен на судне "Ясон" прошел в западную часть моря Уэдделла и описал восточный берег Антарктического полуострова. Он обнаружил здесь обширный шельфовый ледник, который впоследствии был назван его именем.
24 января 1895 г. на Антарктический материк впервые ступили люди. Это были норвежцы: капитан промыслового судна "Антарктик" Л. Кристенсен, естествоиспытатель К. Борхгревинк и три матроса. Высадившись на берег Земли Виктории в районе мыса Адэр, они провели там несколько часов и собрали коллекцию скудной антарктической растительности.
В 1897 г. на судне "Бельжика" в Антарктику отправилась бельгийская экспедиция под руководством А. де Жерлаша. По своему составу эта экспедиция являлась интернациональной. Штурманом судна был норвежец Р. Амундсен, врачом-американец Ф. Кук (тот самый Фредерик Кук, который в сентябре 1909 г. сообщил, что он первый, почти на год раньше Р. Пири, достиг Северного полюса). Кроме названных участников экспедиции, на судне были бельгийцы, норвежцы, поляки (метеоролог А. Добровольский и геолог Г. Арцтовский), а также румын (зоолог и ботаник Э. Раковица).
Эта экспедиция сделала ряд важных географических открытий в районе Антарктического полуострова. Ею были обнаружены Берег Данко, пролив, названный в честь А. де Жерлаша, и другие географические объекты. Она вошла в историю исследований Антарктики как первая зимовочная экспедиция у берегов южнополярного континента. За время дрейфа в высоких широтах Южного океана, продолжавшегося более года, были собраны обширные материалы по метеорологии, океанологии, геомагнетизму и другим разделам науки.
Изучение Антарктики в прошлом столетии завершилось первой экспедицией, организовавшей зимовку на самом континенте. Это была экспедиция под руководством норвежско- го естествоиспытателя К. Борхгревинка, создавшая научную станцию на мысе Адэр, которая действовала в течение 1899 г.
Большинство ее участников были норвежцы, оборудование также было изготовлено в основном в Норвегии, однако экспедиция финансировалась английским книгоиздателем Дж. Ньюнсом, поэтому официально считалась английской.
Участники экспедиции Борхгревинка впервые провели на ледяном континенте круглогодичные метеорологические и геомагнитные наблюдения, а также биологические исследования. Тогда же в Антарктиде появилась первая могила: умер один из зимовщиков, биолог Гансен.
С наступлением ХХ в. исследования в Антарктике приобретают более систематический характер. Участники шестого Международного географического конгресса, состоявшегося в 1895 г. в Лондоне, отметили, что изучение южных полярных районов является важнейшей географической задачей и рекомендовали всем научным обществам приложить усилия для ее выполнения. Следуя этим рекомендациям, Великобритания, Франция, Швеция и Германия в первые годы нового столетия посылают свои экспедиции в Антарктику.
В дальнейшем в Южной полярной области появляются экспедиции Австралии, Норвегии, Японии и других государств. Если прежде они были исключительно сезонными (не считая зимовки Борхгревинка), то теперь на побережье ледяного континента и окружающих его островах начинают оставаться зимовочные партии.
Исследователи уже не удовлетворяются открытием и изучением неизвестных ранее районов побережья и исследованием вод Южного океана, а стремятся проникнуть в глубь континента, обследовать его внутренние районы, добраться до Южного полюса.
В 1903 г. шотландская экспедиция под руководством У. Брюса создала на острове Лори (Южные Оркнейские острова) гидрометеорологическую станцию, которая на следующий год была передана Аргентине и получила название Оркадас. Эта станция стала первой долговременно действующей станцией в Антарктике.
Впервые на значительное расстояние в глубь неизведанного Антарктического материка проникли полевые партии английской экспедиции Р. Скотта, которая в течение двух лет (1902 - 1903 гг.) базировалась на полуострове Росса. Англичане обследо вали районы, прилегающие к шельфовому леднику Росса и Земле Виктории.
Они же впервые в Антарктике поднялись в небо на привязном аэростате и сделали с него аэрофотоснимки. В одном из походов Скотт предпринял попытку достичь Южного полюса, но путь к нему оказался слишком тяжелым. Удалившись от базы более чем на 400 км и дойдя до 82'17' ю. ш., он повернул обратно.
В конце 1908 г. с базы на полуострове Росса к Южному полюсу направился Э. Шеклтон с четырьмя спутниками, но достигнуть его им также не удалось. Полюсная партия вынуждена была повернуть назад с 88'23' ю. ш., не дойдя до заветной точки всего лишь 180 км. Участники этой же экспедиции, Т. Дейвид и Д. Моусон, несмотря на неимоверные трудности пешего похода по поверхности ледникового щита, изобилующего глубокими трещинами, 16 января 1909 г.
достигли магнитного полюса, который в то время находился на севере Земли Виктории, на 72'5' ю. ш., 155'16' в. д. В летний сезон 1911-12 г. исследователи наконец добрались до Южного полюса и установили, что внутренние районы Антарктиды представляют собой обширное ледниковое плато, находящееся на высоте более 2,5 тыс. м над уровнем моря.
Первым 16 декабря 1911 г. Южного полюса достиг норвежец Р. Амундсен с четырьмя спутниками. Примерно через месяц, 18 января, на полюс пришла английская экспедиция Р. Скотта. Этот поход для Р. Скотта и его четырех спутников закончился трагически: на обратном пути все они погибли от истощения и холода, не дойдя до созданного ими при подготовке к походу на шельфовый ледник Росса продовольственного склада всего лишь 20 км.
Из других наиболее значительных экспедиций начала ХХ в. в первую очередь следует отметить австралийскую экспедицию Д. Моусона 1911 - 1914 гг., которая обследовала Землю Уилкса. В это же время (в 1911 - 1912 гг.) немецкая экспедиция В. Фильхнера на судне "Дойчланд", проводившая исследования на южном побережье моря Уэдделла, обнаружила край огромного шельфового ледника, который позднее был назван именем Фильхнера.
Эта экспедиция интересна еще и тем, что 2 февраля 1912 г. ее участники впервые в Антарктике запустили шар-пилот на высоту 17 км и, таким образом, получили первые сведения о направлении ветра в тропосфере и нижних слоях стратосферы в Южной полярной области.
Резко расширила возможности исследователей ледяного континента авиация. В летний сезон 1928-29 г. американские авиаторы Х. Уилкинс и К. Эйелсон совершили несколько полетов на двух самолетах в районе Антарктического полуострова. За короткий период они обследовали обширную территорию и открыли много неизвестных до этого географических объектов. Интересно отметить и то, что, приняв глубокие узкие заливы в южной части Антарктического полуострова за сквозные проливы, Уилкинс и Эйелсон сообщили, что севернее этих проливов находится остров.
Только в 1937 г. было доказано, что это утверждение ошибочно и что увиденная ими суша является огромным полуостровом. С этого времени самолеты стали широко использоваться в антарктических экспедициях. Так, в распоряжении первой антарктической экспедиции американского полярного исследовател я Р. Бэрда было уже три самолета. Используя 22 их, Бэрд обследовал значительные пространства Западной Антарктиды и сделал ряд важных географических открытий, а 29 ноября 1929 г. достиг на самолете Южного полюса.
В результате работ, проводившихся этими экспедициями, представления об Антарктике существенно расширились. Было окончательно установлено, что в центре этой полярной области находится колоссальный ледяной материк, превосходящий по площади Австралию и Европу. Однако точные очертания материка все еще не были известны. О размерах антарктического ледникового щита, его толщине и характере ложа ученые могли только строить предположения.
В общих чертах было известно и о климате Антарктиды. В период между 1-м и 2-м МПГ на побережье и островах ледяного континента действовало 13 зимовочных станций. Почти все они работали не больше года, и лишь на двух станциях (Оркадас и Грютвикен) наблюдения не прекращались со дня их открытия.
Второй Международный полярный год. Сначала исследования по программе 2-МПГ планировалось проводить в течение 13 месяцев (как и во время 1-го МПГ) - с 1 августа 1932 г. по 1 сентября 1933 г. Однако из-за глубокого экономического кризиса, который разразился на Западе в 30-х годах, ни одна из 44 стран, участвовавших в проведении 2-ro МПГ, не смогла организовать в 1932 г. ни одной специальной экспедиции в Антарктику. Учитывая удаленность и труднодоступность Антарктиды, было решено приступить к работам в Южной полярной области в декабре 1932 г. и продлить их до начала 1934 г.
В 1932 и 1933 гг. в Антарктике действовали только две уже упоминавшиеся станции - Оркадас и Грютвикен. В начале 1934 г. на шельфовом леднике Росса второй антарктической экспедицией Р. Бэрда была открыта станция Литл-Америка 1I. Располагавшаяся ранее на этом месте база Литл-Америка, построенная в 1929 г. первой экспедицией Бэрда, была существенно переоборудована и расширена.
Исследователи располагали солидными для того времени авиационными средствами. В их распоряжении было пять самолетов и автожир'. Из наземного транспорта на станцию были завезены два легких снеговых автомобиля, три вездехода и специально созданный для экспедиции снежный крейсер "Клатрак" грузоподъемностью 10 т. Однако широко разрекламированный снежный крейсер, предназначенный для дальних походов по заснеженным просторам Антарктиды, не оправдал возлагавшихся на него надежд и вышел из строя сразу же после выгрузки с судна, не пройдя по шельфовому леднику и мили.
Кроме того, на станцию было завезено 150 ездовых собак.
Стационарные научные наблюдения на станции Литл-Америка 11, возглавляемой начальником экспедиции Р. Бэрдом, начались 9 февраля 1934 г. и продолжались до 3 февраля 1935 г. Персонал станции состоял из 56 человек. На ней проводились приземные и высотные метеорологические наблюдения, причем непрерывно делались записи об изменениях относительной влажности воздуха, атмосферного давления, а также направления и скорости ветра.
Сейсмические наблюдения осуществлялись в основном во время маршрутных исследований. Магнитные наблюдения включали регистацию вариаций геомагнитного поля и его абсолютных значений.
На станции Литл-Америка II впервые в Антарктиде были проведены наблюдения за- космическими лучами. Велись также визуальные наблюдения за метеоритами с помощью специального приспособления, позволявшего определять их траектории по условной системе координат.
Эти наблюдения выполнялись синхронно на 70 станциях и обсерваториях, расположенных в различных местах земного шара. Кроме того, на станции Литл-Америка 11 осуществлялись наблюдения за полярными сияниями, проводились гляциологические исследования (в частности, измерения температуры снега на различных глубинах). Биологические исследования включали наблюдения за тюленями, сборы планктона и бентоса и др. Как и во время первой экспедиции Р. Бэрда, станция служила базой для маршрутных исследований на обширной территории Антарктиды, прилегающей к морю Росса, в которых широко применялись аэровизуальные наблюдения и аэрофотосъемка.
Однако основной задачей экспедиции, по замыслу Бэрда, было не столько проведение систематических наблюдений по программе 2-го МПГ, сколько обследование тех районов Западной Антарктиды, где до него еще никто не бывал.
Выполняя эту задачу, экспедиция осуществила обширные маршрутные исследования. Она определила северо-восточные границы шельфового ледника Росса, констатировав, таким образом, целостность Антарктиды, и северные границы материка со стороны Тихого океана, нанесла на карту ледяное плато Земли Мэри Бэрд, открыла сотни вершин в хребте Эдсел-Форд и горах Королевы Мод и установила, что эти горные цепи тянутся в восточном направлении. С помощью сейсмозондирования была определена толщина шельфового ледника Росса. Кроме того, было зафиксировано, что с 1911 г.
край этого ледника на протяжении 700 км выдвинулся в океан более чем на 20 км. Было установлено, что в атмосферу Земли попадает намного больше метеоритов, чем предполагалось раньше. Интересные данные были получены и в результате исследований геомагнитного поля.
Необходимо упомянуть и другие экспедиции, работавшие в Антарктике в период 2-го МПГ. Еще в 1923 г. английским правительством был создан комитет под названием "Дискавери". В задачу этого комитета входило изучение биологических и океанологических характеристик антарктических вод в связи с китобойным промыслом.
С начала 30-х годов основные экспедиционные работы комитет проводил на судне "Дискавери-I I", приспособленном для длительных автономных плаваний и выполнения научных исследований в открытом океане. В 1931 - 1932 гг. "Дискавери-11" впервые выполнил океанографическую съемку антарктических вод. В дальнейшем, в течение 1934 и 1935 гг., океанографические исследования проводились в проливе Дрейка, в море Скоша, а также восточнее Южной Георгии (вплоть до Земли Эндерби).
Руководители этой экспедиции Д. Дикон, Н. Макинтош и Х. Хердман опубликовали первые сводные работы по океанографии, гидробиологии и гляциологии антарктических вод.
В летний сезон 1933-34 г. на танкере "Торсхавн" в Антарктику направилась экспедиция под руководством главы норвежской китобойной фирмы Л. Кристенсена. "Торсхавн" совершил плавание вокруг Антарктического материка. На танкере был самолет, который использовался для обследования неизвестных берегов Антарктиды.
Во время этого плавания были открыты Берег Леопольда и Астрид, а также шельфовый ледник на побережье Земли Мэри Бэрд.
Советские ученые также намеревались принять участие в исследовании Антарктики во время 2-го МПГ. Для осуществления этих работ предполагалось использовать китобойную флотилию Камчатского акционерного общества "Алеут". На судах данной флотилии, а также с помощью самолета, базировавшегося на китобойной базе, намечалось обследовать обширные территории, начиная с Земли Эндерби на западе и кончая морем Росса на востоке.
Однако, к сожалению, эта экспедиция так и не состоялась, потому что власти Южно-Африканского Союза, взявшиеся снабдить советскую китобойную флотилию топливом, отказались выполнить свое обещание.
Несмотря на обширные исследования, проведенные в Антарктике американской экспедицией под руководством Р. Бэрда, общие итоги Второго Международного полярного года оказались все же довольно скромными. Создать, как планировалось, в Южной полярной области сеть научных станций не удалось.
Как и прежде, не было координации научных исследований. Каждая страна продолжала проводить работы в Антарктике по собственному усмотрению, преследуя порой политические цели.
Между Вторым Международным полярным и Международным геофизическим годами. После 2-го МПГ в Антарктике по-прежнему работали немногочисленные научные станции, действовавшие не более двух лет. Только с середины 40-х годов, после окончания второй мировой войны, стали создаваться долговременные научные станции. Вначале они открывались в наиболее доступном для исследований районе - на Антарктическом полуострове и близлежащих островах. Их появлению предшествовали экспедиции, сделавшие несколько крупных географических открытий.
В конце 1935 г. американская экспедиция Л. Элсуэрта впервые совершила трансантарктический перелет, начав его на острове Данди, расположенном у северной оконечности Антарктического полуострова, и закончив на шельфовом леднике Росса у станции Литл-Америка 11. Во время перелета протяженностью более 3,5 тыс. км были сделаны четыре посадки на ледниковое плато.
Перелет продолжался почти две недели. Около половины пути проходило над территориями, которые до этого человеком не посещались. Во время перелета был открыт еще один район западной Антарктики, получивший название Земли Элсуэрта (в честь отца Л. Элсуэрта), а также хребет Сентинел.
В конце 1935 г. норвежская экспедиция Л. Кристенсена открыла скалистую землю, расположенную к западу от шельфового ледника Западного, которая была названа Берегом Ингрид Кристенсен, в честь жены начальника экспедиции.
Крупным достижением этой экспедиции было проведение аэрофотосъемки побережья на протяжении 2 тыс. км. В 1935 - 1937 гг. английская экспедиция Дж. Римилла обследовала Антарктический полуостров, уточнив карту этого района Антарктики и открыв пролив, отделяющий Землю Александра I от материка. Оказалось, что этот пролив почти полностью заполнен шельфовым ледником, который назвали в честь короля Георга VI.
В летний сезон 1938-39 г. у побережья Земли Королевы Мод работала экспедиция А. Ритшера, организованная правительством Германии. Исследования велись с помощью двух гидропланов, базировавшихся на экспедиционном судне "Швабенланд", которое двигалось вдоль побережья. В результате побережье было обследовано с воздуха от 15' з. д. до 11'30' в. д. Кроме того, была выполнена аэрофотосъемка и составлена карта этого района. Однако, как оказалось впоследствии, данная карта не отличалась точностью.
Когда в 1959 г. на шельфовый ледник Лазарева пришли советские полярники, чтобы построить там научную станцию, они обнаружили, что западный край этого ледника в действительности находится почти на 100 км восточнее, чем он был показан на карте германской экспедиции. Одним из важнейших результатов экспедиции стало также открытие горного массива Вольтат и прибрежного оазиса Ширмахера.
В 1939 - 1941 гг. Антарктическая служба США, созданная правительством. этой страны в 1939 г., осуществила свою первую экспедицию, известную также как третья экспедиция 26 Р. Бэрда. Работы экспедиции развернулись в тех же районах Западной Антарктиды, на территории которых американские исследователи уже проводили наблюдения в прежние годы.
На маленьком скалистом острове Стонингтон в бухте Маргерит была открыта Восточная база, на которой остались на зимовку 26 человек. В течение года на базе выполнялись метеорологические, геомагнитные и гидрологические наблюдения. Она являлась отправной точкой при осуществлении топографических и геологических работ в южной части Антарктического полуострова и проведении аэрофотосъемки и аэровизуальных наблюдений, а также ботанических и зоологических исследований.
Западной базой экспедиции Бэрда являлась станция Литл-Америка III, созданная на шельфовом леднике Росса вблизи от прежних станций, носивших такое же название. Зимовочный персонал этой станции состоял из 33 человек. В течение года на ней проводились аэрометеорологические, геофизические, гляциологические, океанологические и биологические наблюдения. Кроме того, изучались защитные свойства климатической одежды для полярников и выполнялись исследования по акклиматизации человека в Антарктиде.
Наиболее крупными достижениями третьей экспедиции Р. Бэрда являлись открытие Берега Хобса, обследование обширного участка между ледниками Бирдмора и Шеклтона, геологические исследования на Земле Мэри Бэрд и др.
Вторая мировая война почти на десятилетие прервала научные исследования в Антарктике. Ббльшую часть этого периода в Южной полярной области действовали только две метеорологические станции: все те же Оркадас и Грютвикен. В послевоенный период, предшествовавший Международному геофизическому году (МГГ), наиболее крупномасштабными были американские экспедиции, которые проводились под кодовыми названиями "Хайджамп" ("Высокий прыжок") и "Уиндмилл ' ("Ветряная мельница"), а также норвежскобританско-шведская экспедиция.
Операция "Хайджамп" была осуществлена в летний сезон 1946-47 г. американским военно-морским флотом под руководством адмирала Р. Бэрда. В ней участвовало 13 судов различных видов, а также тяжелые самолеты. Общая численность экипажей составляла более 4 тысяч человек. Во время проведения операции были обследованы многие участки побережья и значительные территории в глубине Антарктического материка, открыты десять горных цепей.
На карту был положен участок береговой линии протяженностью 8,6 тыс. км. В ходе операции была создана береговая экспедиционная база Литл-Америка IV. Это был летний палаточный лагерь на шельфовом леднике Росса, располагавшийся в трех километрах от станции Литл-Америка III. В нем размещалось около 300 человек. Вблизи от лагеря был создан аэродром, с которого вылетали самолеты для обследования внутриконтинентальных районов. В январе и феврале 1947 г. в лагере проводились аэрометеорологические, геофизические и гляциологические наблюдения.
В тот же период на острове Стонингтон работала другая американская экспедиция, под руководством Ф. Ронне. Организованная этой экспедицией станция называлась Базой Ронне. На ней остались зимовать 23 человека (в том числе жена начальника экспедиции Э. Ронне и жена начальника авиационного отряда Дж. Дарлингтон - первые женщины, оставшиеся на зимовку в Антарктике).
С марта 1947 г. по февраль 1948 г. на Базе Ронне велись аэрометеорологические, актинометрические и гляциологические наблюдения, а также наблюдения за космическими лучами.
Станция использовалась для обширных наземных и воздушных маршрутных исследований в южной части Антарктического полуострова и прилегающих к нему районов. Часть этих исследований американцы проводили совместно с англичанами, которые также зимовали в то время на острове.
Для обеспечения воздушных исследований экспедиция Ронне создала две выносные метеорологические станции. Одна из них, Плато, находилась в центральной части Антарктического полуострова, другая, Кейп-Килер,- на его восточном побережье.
Совместные усилия американцев и англичан оказались весьма плодотворными. В результате проведенных ими маршрутных работ на карту была нанесена значительная часть Антарктического полуострова. Исследователям удалось окончательно доказать ошибочность предположений, что в этом районе существует пролив, соединяющий моря Уэдделла и Беллинсгаузена.
Кроме того, ими была определена южная граница моря Уэдделла, а к югу от шельфового ледника Фильхнера (На современных картах именем Фильхнера называется только ледник, находящийся восточнее возвышенности Беркнер. Большая, западная часть шельфового ледника названа именем Ронне.) открыта Земля, названная в честь Э. Ронне.
Операция "Уиндмилл" была проведена в летний сезон 1947-48 г. На этот раз в Антарктику направились два ледокола с вертолетами и вездеходами. Экспедиция работала на побережье моря Дейвиса и в море Амундсена. Наиболее значительные ее результаты были получены благодаря астрономо-геодезическим исследованиям на побережье Земли Уилкса.
Норвежско-британско-шведская экспедиция создала свою станцию на Земле Королевы Мод. Она находилась на ровной снежной поверхности шельфового ледника Модхейм. Зимовочный персонал станции состоял из 14 человек. В течение почти двух лет (с февраля 1950 г. по январь 1952 г.) на ней проводились регулярные стационарные метеорологические, геофизические и гляциологические наблюдения.
Кроме того, предпринимались маршрутные исследования в прилегающих районах, в частности осуществлялось сейсмозондирование ледникового покрова на профиле длиной около 600 км. Результаты работ экспедиции для того времени были весьма значительными. Было начато всестороннее изучение ледникового покрова глубинных районов Антарктиды, а также получены первые достоверные данные о толщине различных видов ледников. В ходе исследований было установлено, что западную часть Земли Королевы Мод окаймляют шельфовые ледники шириной до 200 км.
Эти данные позволили сделать вывод, что бОльшая часть Антарктиды окружена шельфовыми ледниками. Экспедиция явилась примером плодотворного сотрудничества ученых нескольких стран в исследовании Антарктики, получившего широкое развитие в период Международного геофизического года.