В начало Продолжение->

Арктический Научно-Исследовательский Институт
Главного Управления Северного Морского Пути
Министерства Морского Флота СССР

История открытия и освоения Северного морского пути

том первый
Издательство "Морской Транспорт" Москва 1956

М.И.БЕЛОВ

Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века


Под редакцией: Я.Я.Гаккеля, А.П.Окладникова, М.Б.Черненко
Издательство "Морской Транспорт" Москва" 1956
Оцифровка и корректура: Игорь В.Капустин


Географические представления о Севере в конце XV-начале XVI века.
Первый проект плавания по Северо-Восточному морскому проходу


Глава 2
Попытки использования Северо-восточного морского прохода для проникновения на Восток

Идея Северо-восточного морского прохода прежде всего нашла приверженцев на родине, в Москве (Эту мысль высказал Вл. Огородников ("Донесения о Московии второй половины XVI века", "Чтения", 1913, № 2, стр. 21); ее поддерживал и Л. С. Берг (Очерки по истории русских географических открытий, М., 1949, гл. 1).).
В 50-х годах XVI века морскую экспедицию в Китай замышлял Иван Грозный.
Для поощрения мореплавателей он приказал выдать им большую денежную премию, и, судя по всему, желающих отправиться в эту экспедицию нашлось немало (Вл. Огородников. УК. соч., стр. 21.). К сожалению, результаты этого замысла неизвестны, хотя возможно, что именно об этом событии шла речь в т. III "Ежемесячных сочинений и переводов" (1769), где было упомянуто (без ссылок на архивное хранение) о снаряжении Иваном Грозным большой экспедиции на Восток, целью которой являлось отыскание морского пути в Тихий океан. Эта экспедиция якобы вернулась назад только при сыне Грозного - Федоре Ивановиче (1584- 1598). И хотя к этим сообщениям следует относиться критически, надо признать, что в основе их, видимо, лежали какие-то не дошедшие до нас достоверные факты, связанные с первыми попытками Руси найти морской путь в Китай. По словам английского агента Дженкинсона, поморские купцы Строгановы также готовили экспедицию на Обь, с тем чтобы затем попытаться оттуда пройти в Китай.
При всем этом никак нельзя согласиться с некоторыми исследователями, которые полагают, что в начале или середине XVI века имелись реальные технические возможности для осуществления сквозного арктического плавания; таких условий не было не только в XVI веке, но и много позже.
Значение проекта Дмитрия Герасимова как раз и заключается в том, что он предвосхитил (конечно, в самых общих чертах) идею сквозного плавания по Ледовитому океану, осуществленную только в наше время. Его проект морского сообщения через Северный Ледовитый океан -*- знаменательное событие в истории Северного морского пути.
Своей смелой идеей Дмитрий Герасимов нанес первый решительный удар по схоластическим взглядам средневековых географов, утверждавших, что полярные страны недоступны для человека; тем самым он способствовал утверждению правильных представлений об Арктике.


В начало Продолжение->