А.И.Арикайнен
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин
Центр притяжения - Северный полюс.
Самоубийство Августа Петермана
В то время как капитан Гаттерас "открывал" Северный полюс, американец И. И. Хейс, врач по профессии, еще не знал этого, но, будучи под влиянием теории Петермана и сообщения И. Кейна об открытом море, решил достичь заветной точки. 6 июля 1860 года судно "Юнайтед Стейтс" из Бостона направилось на север. По плану экспедиции судно, следуя вдоль западного побережья пролива Смита, должно было достичь мыса Фрейзер (79°43' с. ш.), где И. Хейс планировал организовать зимовку. Отсюда И. И. Хейс намеревался с помощью санных отрядов устроить вдоль восточного берега Земли Гринелла продовольственные базы до широты 82°. В дальнейшем с наступлением весны Хейс собирался, используя сани-лодки, двигаться в глубь Северного Ледовитого океана. Когда судно в сентябре подошло к проливу Смита, на его борту было 18 человек, в том числе Мортон и Хендрик - участники экспедиции И. Кейна, якобы видевшие открытое море.
Однако реальные события развивались далеко не по задуманному плану. Уже в проливе Смита "Юнайтед Стейтс" встретил неблагоприятные ледовые условия. С трудом лавируя среди льдов, американцы сумели достичь только бухты Фулке (78°18' с. ш., 72°31' з. д.), где зазимовали. В связи с тем что часть собак, находившихся на борту судна, заболела и сдохла, И. Хейс вынужден был отказаться от планируемой серии санных походов с организацией продовольственных баз. Максимум, что он себе позволил,- октябрьский поход на восток протяженностью 80 км на ледяной купол Гренландии. Весной Хейс, используя сани, с трудом преодолев пролив Смита, достиг восточного берега Элсмира и вдоль него направился на север. От мыса Грейзер движение продолжили только два участника экспедиции - сам И. Хейс и матрос Кнорр. 18 мая они дошли до широты 81°35', где Хейс, удовлетворяя свое честолюбие, поднял флаг США.
Дальше двигаться И. Хейс не мог, поскольку иссякли запасы продовольствия. Благоразумие подсказывало ему, что надо возвращаться. Он еще раз посмотрел на север и явственно увидел вдалеке высокий скалистый мыс, а за ним "темное, цвета воды небо". По его мнению, это был, безусловно, признак открытого полярного моря. Проверить это он уже не мог, надо было возвращаться на .судно. 3 июня Хейс вернулся на базу. Летом "Юнайтед Стейтс" с большими трудностями удалось вывести из льдов. В августе американцы прибыли домой. И. Хейс впоследствии написал: "Все указывало мне на то, что я достиг побережья полярного водоема и что широкий арктический океан простирался у моих ног". Он стал сторонником существования к северу от Гренландии открытого полярного моря.
В 1861 г. неудача постигла шведов. В мае суда шведской экспедиции "Эолус" и "Магдалина" под командованием О. Тореля подошли к берегам Шпицбергена. Отсюда планировалось организовать санную экспедицию к Северному полюсу. Торель полагал, что в Северном Ледовитом океане наблюдаются преимущественно большие гладкие ледяные поля, поэтому продвижение на санях не представит особых трудностей. Однако выполненная разведка льда показала обратное, и Торель вынужден был отказаться от своих планов.
Важное событие произошло в 1867 г., когда капитан китобойного судна "Найл" Т. Лонг впервые нанес на карту первые контуры суши, которую он, отдавая дань уважения человеку, предсказавшему и впервые нанесшему ее на карту, назвал "Врангелевой Землею". Каковы, масштабы и характер простирания этой суши, пока не знали. По крайней мере, на карте А. Петермана, авторитета в области географии того времени, показано продолжение Гренландии через полюс до Земли Врангеля.
Известие о Врангелевой Земле вызвало новый импульс интереса к полярным странам. О достижении Северного полюса серьезно стали поговаривать даже во Франции. В 1867 г. лейтенант Г. Ламберт предложил французский проект достижения Северного полюса со стороны Берингова пролива. Как известно, отсюда еще никто полюс не штурмовал. Начался сбор пожертвований в пользу этой экспедиции. Интерес к ней проявил дажеу император Наполеон III, пожертвовавший в пользу полярных дел 50 тыс. франков. К тому времени разразилась германо-французская война, во время которой погиб Ламберт. Французский проект достижения полюса был похоронен.
В середине 60-х годов активным поборником идей открытого полярпого моря становится немецкий ученый А. Петерман, имевший, как мы уже отметили, большой авторитет среди географов того времени. В июле 1865 года во Франкфурте-на-Майне собрался съезд географов и любителей землеведения, на котором А. Петерман доложил свои соображения о возможности достижения Северного полюса. По его мнению, р полюсу надо стремиться в районе Шпицбергена, поскольку здесь в полярные воды опускается ветвь теплого течения Гольфстрим, которое и создает свободное от льдов море в центре Арктики. Глав-? ное, как он считал, необходимо пробиться через ледяной пояс, блокирующий к северу от Шпицбергена открытое полярное море. Киты, количество которых в те годы существенно уменьшилось, ушли якобы в район полюса, поэтому все предприятие, по его мнению, сулило большие выгоды. Как видим, гипотеза о кишащих китах скорее напоминала некоторые страницы известного нам романа Жюля Верна, но тем не менее Петерман, активно пропагандируя свою идею, сумел заинтересовать немецкую общественность.
А. Петерман, обратившись с призывами ко всему немецкому народу, попросил оказать денежную помощь для выполнения национального дела. Пожертвования посыпались со всех сторон. На эти средства была приобретена "Унебольшая яхта "Германия", которая под командовани-! ем К. Кольдевея в мае 1868 года направилась к восточным берегам Гренландии. По плану Петермана, экспедиция Кольдевея была передовым отрядом, перед которым ставилась задача определить, в каком направлении и кар далеко простирается к северу Гренландия. Ведь к тому времени известная наиболее северная точка восточного берега Гренландии находилась на широте 75°14', которой еще в 1823 году достигло судно капитана Клаверин-га. Кроме того, это позволило бы уточнить представления о течениях, дрейфе льдов и климате в районе, прилегающем к центральной полярной области.
5 июня "Германия" в точке 74°5(У с. ш., 10°38' з.д. встретила первый лед. Лавируя среди льдин, яхта сумела 8 июня достичь точки 75°19' с. ш., 12°48' з. д. Здесь на маленькое судно налетел шторм, и оно оказалось во власти стихии. К 20 июня яхта продрейфовала к югу и отступила к широте 73°20'. Здесь судно освободилось из плена. Кольдевей, согласно запасному варианту плана, направил яхту в район Шпицбергена на поиски земли Джиллиса. После ряда безуспешных попыток пробиться к северу в этом районе Кольдевею лишь 14 сентября удалось достигнуть точки 81°04' с. ш., 15°17' в. д. В связи с поздним временем "Германия" вынуждена была взять обратный курс. Экспедиция Кольдевея не сумела выполнить поставленной перед ней задачи, но выполненные на "Германии" научные наблюдения позволили уточнить общий характер направления течений в районе Шпицберген-Гренландия. Было установлено, что к западу от Шпицбергена в сторону полюса устремляется теплая ветвь течения Гольфстрим, а к западу от этой ветви и к востоку от Шпицбергена наблюдаются течения, несущие свои воды из Арктики.
Результаты экспедиции на яхте "Германия" в принципе не противоречили версии Петермана. Да, она не прошла к полюсу, но, возможно, причиной этого был тот самый ледовый пояс, о котором говорил А. Петерман. Поэтому надежда на открытое полярное море продолжала подогревать немцев. В результате по инициативе А. Петермана вновь была снаряжена вторая немецкая полярная экспедиция на винтовом пароходе "Германия" и парусном судне "Ганза". Начальником экспедиции вновь назначили К. Кольдевея. Согласно инструкции Петермана, один из кораблей экспедиции должен был следовать к полюсу между Шпицбергеном и Новой Землей, где, по его мнению, должны формироваться наиболее благоприятные ледовые условия. К тому времени между Кольдевеем и Петерманом возникли серьезные разногласия во взглядах на природу этого региона, и Кольдевей, вопреки позиции ученого, направил оба судна к восточным берегам Гренландии.
15 июля 1869 г. суда экспедиции подошли к ледовому поясу, окаймляющему восточные берега Гренландии, o Следуя вдоль этого пояса, суда оказались в густом тумане и 20 июля в точке 74°04' с. ш., 12°52' з. д. потеряли друг друга из виду.
На "Ганзе" вследствие ошибочно понятого сигнала, соступившего с "Германии", установили паруса, и слабое 5удно оказалось в тяжелых льдах. Начался стремитель-пий дрейф яхты вместе со льдами к югу. 22 октября^ при страшном напоре льда "Ганза" была раздавлена и I затонула. Это случилось в точке 70°52' с. ш., 21° з.|д" т. е. буквально в 10 километрах от гренландского берега. К тому времени 14 членов экипажа заблаговременно построили на большой льдине домик, обшитый снаружи досками, а изнутри обтянутый парусиной. В домике установили печь, туда перенесли койки, запасы продовольствия и топлива. На всякий случай с собой прихватили вельботы.
Льдина стремительно неслась к югу, постепенно уменьшаясь в размерах. Вследствие активного взаимодействия льдов в этом районе моряков сопровождала "ледяная музыка" - "скрежет, стук и треск, шум пилы, стон и скрип, будто нечистые духи разыгрались" под их льдиной. 14 января, когда диаметр льдины составлял всего 50 метров, возле самого домика прошла трещина. В целях безопасности моряки перебрались в вельботы. К 19 января на другой льдине удалось построить новый домик. С наступлением весны жизнь моряков становилась все напряженнее и тяжелее. Их здоровье было подорвано, а один из них даже сошел с ума. Запасы продовольствия подходили к концу, и в это время в точке 61°12' с. ш., 42° з. д., т. е. недалеко от мыса Фарвель, моряки 7 мая увидели воду. На вельботах подняли паруса и взяли курс к берегу. Через двое суток путь преградил пояс льдов шириной 66 километров. Спустя 25 суток изнуренные путешественники 4 июня подошли к пустынному берегу Гренландии на широте 61°. 13 июня они увидели наконец первое поселение. 3 сентября моряки "Ганзы" были у себя на родине.
Тем временем, пока разыгрывались драматические события с экипажем "Ганзы", другое судно экспедиции сумело севернее 74-й параллели пересечь 150-километровый пояс льда и 5 августа вышло к берегам Гренландии. По прибрежной полынье "Германия" дошла до широты 75°26', но, встретив здесь сплоченные льды, немцы развернулись на обратный курс и встали на якорь в районе о-ва Сабин. Один из участников экспедиции - Ю. Пайер в сентябре предпринял санную поездку в северо-западном направлении. Он поднялся на высоту 1220 м и оттуда увидел море, полностью покрытое льдом. Пароход к тому времени подготовился к зимовке. С нетерпением немцы ждали возвращения солнца. 24 марта санный отряд Кольдевея и Пайера продолжил исследования восточного берега Гренландии и 16 апреля пересек параллель 77°. С горы высотой 300 м Пайер увидел, что до горизонта море покрыто сплошным льдом. Потом он написал: "Относительно вопроса о предполагаемом открытом полярном море мы могли с высоты той горы, на которой находились, независимо от многих других причин дать только отрицательный ответ". 22 июля "Германия" освободилась из своего ледового заточения. Выполнив еще ряд обследований гренландского берега, пароход 17 августа взял курс на Европу.
Каковы итоги второй экспедиции Кольдевея с точки зрения решения проблемы достижения Северного полюса? Главное - удалось уточнить простирание восточного берега Гренландии к северу до 77° параллели. В результате пробел в уточнении северных контуров Гренландии сократился и теперь простирался от широты 80°40' на западном берегу до широты 77° на восточном.
Немаловажные выводы вытекали из тех драматических событий, в которых оказалась "Ганза". В результате экипаж немецкой яхты за 200 дней продрейфовал 2 тыс. км и тем самым неоспоримо на собственном опыте доказал не только существование восточно-гренландского ледяного потока из Северного Ледовитого океана, но и определил впервые его примерную среднюю скорость - около 8-10 километров в сутки. Конечно, исходя из этих данных, зная ширину ледяного потока, уже можно было подсчитать примерно баланс льдов Полярного бассейна и прийти к выводу о том, что открытого моря в Центральной Арктике не существует. Но пока такие выводы никто не торопился делать. Возможно, потому, что, как гласит известная пословица, "легко верится тому, чему хочется верить".
Однако уже к тому времени ситуация начинала напоминать картину перетягивания каната, когда отдельные ученые выступали то "за", то "против" концепции открытого моря. На рубеже 60-70-х годов XIX столетия пройти в высокие широты Арктики пытаются шведские экспедиции. Среди них особенно выделялось плавание судна "София" под командованием А. Э. Норден-шельда. Летом 1868 г. "София" сделала три попытки пробиться к северу, но сплошные льды препятствовали продвижению судна. Наиболее удачной оказалась третья попытка, во время которой 4 октября (!) "София" достигла 81°42''. По сообщению Норденшельда, повреждение, которое получил пароход, не позволило ему продолжить дальнейшее плавание на север. 20 октября экспедиция прибыла в Тромсе. Пожалуй, самый главный результат этой экспедиции состоит в том, что в ходе ее к северу от Шпицбергена были измерены глубины моря в 3,54 и 3,97 тыс. м. Это позволяло надеяться, что вокруг полюса с большей вероятностью можно встретить море, а не сушу.
В 1870 году конгресс США выделил крупные средства на организацию морской экспедиции к Северному полюсу. Это произошло благодаря настойчивости Ч. Ф. Холла, который длительное время прожил среди эскимосов и имел уже определенный опыт полярных путешествий. Холл верил в открытое полярное море и хотел доказать его существование. Свой выбор он остановил на буксирном винтовом пароходе, которому дали красивое имя - "Полярис". Его переоборудовали, снабдили запасами продовольствия и топлива на три года. В США верили в успех, и в американской печати писали, что скоро звездный флаг будет развеваться на Северном полюсе.
29 июня "Полярис" вышел в плавание. По пути судно посетило гренландские поселения, где Холл принял на борт эскимосов и собак. 27 августа американцы достигли пролива Смита. Здесь им повезло. "Полярис", не встречая льда, миновал бассейн Холла, пролив Робсона2 и вышел в море Линкольна. Следуя беспрепятственно на север, "Полярис" достигает широты 82°11', где, встретив льды, Холл принимает решение вернуться.
У гренландского берега в бассейне Холла "Полярис" встал на зимовку. Ее начало омрачилось смертью Холла, который 8 ноября скончался якобы от апоплексического удара3. Руководство перешло в руки Бадингтона. Во время зимовки американцы организовали санные отряды. Ими были открыты бухта Ньюмен и ледник Пе-термана. Последний факт показывает, благодаря кому у Холла была твердая уверенность в открытом полярном море. Когда наступило лето, отряд экспедиции1 8 июня 1872 г. попытался на лодках вновь продвинуться к северу, по вследствие большого количества льда американцы были вынуждены вернуться па судно.
(Названия дапы Холлом. Впоследствии экспертиза показала, что Холла отравили мышьяком. Кто и почему? Это осталось загадкой.)
12 августа "Полярис", освободившись от льдов, взял курс на юг. В конце августа у широты 79°36' судно блокировали сжатые льды, и его вместе со льдами понесло яа юг в Баффинов залив. В ночь на 16 октября на широте 77°35' под воздействием сжатия льдов "Полярис" сильно накренился и лег бортом на льдину. Часть экипажа (19 человек, включая четверых эскимосов и их четверых детей) поспешно покинула "Полярис" и оказалась на льдине. Они успели снять два вельбота, продукты, оружие и топливо. Другая часть экипажа (14 человек) была еще на борту "Поляриса", когда неожиданно сжатие льда резко уменьшилось и пароход выпрямился. Через несколько мгновений "Полярис", увлекаемый ветром и течением, исчез в темноте. Судьба обеих групп экспедиции Холла сложилась благополучно. Те, кто остались на судне, сумели пристать к гренландскому берегу, не- -? резимовали там и летом 1873 года возвратились в США. J Те, кто остались на льдине, продрейфовали по прямой более 2600 км до параллели 53°35', где их в конце апреля 1873 года спасло китобойное судно.
Когда в Европе еще не знали об "открытии" Холла, А. Э. Норденшельд организовал новую экспедицию к Северному полюсу. На этот раз он готовился гораздо основательнее. Правительство Швеции предоставило для его экспедиции пароход "Польхем" и парусное судно "Гладан". Кроме того, три вспомогательных судна обеспечили перевозку грузов на остров Парри, расположенный на севере Шпицбергена. Сюда на базу экспедиции доставили дом, три барака, запасы угля, продовольствия, оленей и... олений мох. Дело в том, что А. Норденшельд, столкнувшись ранее с непроходимым для судов ледовым поясом к северу от Шпицбергена, на этот раз решил преодолеть его на санях, запряженных оленями.
В июле 1872 года "эскадра" Норденшельда вышла в поход, но из-за неблагоприятных ледовых условий не сумела пройти к острову Парри, и уже 3 сентября шведы вынуждены были зазимовать в заливе Моссель (около 79°50' с. ш.). В течение зимы произошел неприятный казус - олени разбежались. Тогда А. Э. Норденшельд принимает решение идти к северу на трех санях и двух лодках. 24 апреля отряд из 13 человек во главе с А. Э. Норденшельдом, имея запас продовольствия на 45 суток, выступил в поход. 16 мая они достигли островов Парри, а затем Фипса. Отсюда на широте 80°42' с высокой го-.. ры шведы увидели "плавающие льды к северу... в таком | состоянии, что им не представлялось никакой возможности с нагруженными санями достигнуть более северной широты". В августе 1873 г. "вскадра" вернулась на родину. Несмотря на значительные средства, затраченные на организацию этой экспедиции, она, по существу, закончилась полным провалом.
В то время как А. Э. Норденшельд рвался на север в районе Шпицбергена, деревянное парусное судно "Тегеттгоф" шло тем же курсом, но к западу от Новой Земли. На судне находилась австрийская экспедиция, возглавляемая Ю. Пайером и К. Вейпрехтом. Австрийцы, полагаясь на выводы А. Петермана, направлялись на поиски открытого полярного моря, которое они надеялись обнаружить со стороны северо-восточной части Баренцева моря.
В августе 1872 г. у западного берега Новой Земли "Тегеттгоф" был блокирован льдами, и, как полагали австрийцы, плен их продлится недолго - максимум несколько суток. Действительность оказалась хотя и суровой, но счастливой. Дрейфуя по воле ветра и течений австрийское судно к лету 1873 г. оказалось у неизвестных берегов, которым они дали название Земли Франца-Иосифа. Австрийцы организовали санную экспедицию и обследовали обнаруженную землю. В результате этого Ю. Пай-ер впоследствии составил карту Земли Франца-Иосифа, которая, по его представлениям, состояла из двух массивов суши, разделенных Австрийским каналом4.
20 мая 1874 года австрийцы, не надеясь на освобождение архипелага от льдов, загрузили четыре шлюпки продовольствием и волоком потащили их по льду. Продвижение было крайне медленным, поскольку преобладал встречный дрейф льда. Вследствие этого к середине июля, несмотря на предпринятые усилия, моряки находились лишь в 15 километрах от своего судна. Лишь к 15 августа разводья вокруг шлюпок заметно увеличились. Вскоре стала ощущаться зыбь. Наконец, они увидели кромку льда. На чистой воде шлюпки направили к Новой Земле, и 23 августа моряки достигли южного острова архипелага. Здесь их подобрала русская промысловая шхуна "Николай", на которой австрийская экспедиция была доставлена в норвежский порт Барде.
Благодаря экспедиции 1872-1874 годов на карте Арктики появился крупный архипелаг. Конечно, далеко не в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Более того, Ю. Пайер допустил немаловажную ошибку: когда мыса Флигели, ему показалось, что к северу находятся еще какие-то земли. Ю. Пайер не стал до них добираться, но на карте поместил их и дал им название Земля Короля Оскара и Земля Петермана. Еще длительное время эта суша помещалась на географических картах, что заставляло верить в существование каких-то земель в Полярном бассейне.
Проанализировав опыт плавания на "Тегеттгофе", К. Вейпрехт, считая, что экспедиции в Арктику превратились в своего рода "международные скачки к Северному полюсу", сформулировал в 1875 году основные принципы полярных исследований. В частности, он заявил, что исследования в Арктике необходимы для познания законов природы и географический полюс не имеет для науки значение большее, чем всякая другая точка Крайнего Севера. К. Вейпрехт сумел сделать правильный вывод, однако еще не одно десятилетие силой, влекущей на север, была не столько страсть к познанию природы, сколько соперничество между государствами и тяга к славе, которую сулило открытие Северного полюса.
"Открытие" Холла подтолкнуло англичан организовать свою экспедицию к Северному полюсу. Это было весьма заманчиво и многообещающе, если учесть поток сообщений об открытом полярном море, поступивших от исследователей, изучавших высокие широты североамериканской Арктики. Возможно, образ капитана Гаттераса - англичанина до мозга костей - звал их на штурм полюса.
Как бы там ни было, но 29 мая 1875 г. два винтовых парохода "Алерт" и "Дискавери" под командованием ' Д. Нэрса вышли из Портсмута и направились к проливу Смита. Именно этот район, по мнению английских географов, считался наиболее перспективным для продвижения в высокие широты Арктики.
По плану экспедиции одно судно должно было достигнуть берегов Гренландии на широте 81-82°, где встать на зимовку, второму судну надлежало следовать дальше на север до тех пор, насколько позволит ледовая обстановка.
После достижения судном максимально возможной северной точки англичане предполагали направить санный отряд к полюсу. В Англии верили в успех. Перед выходом экспедиции газета "Дейли телеграф" написала: "Если Северный полюс вообще досягаем, то до него дойдут через пролив Смита корабли под начальством Нэрса и Маркхема" 5.
Корабли миновали мыс Фарвель и, следуя вдоль западных берегов Гренландии, практически без особых ^^ трудностей дошли до пролива Смита. По пути были закуплены собаки и приняты на борт опытные охотники и проводники из эскимосов. Лавируя среди льдов пролива Кеннеди, суда Д. Нэрса в конце августа достигли бухты Леди Франклин на восточном берегу Элсмира. Здесь обосновался на зимовку экипаж "Дискавери". Сам Нэрс на "Алерте" двинулся дальше на север. Ледовые условия благоприятствовали англичанам. "Алерт" вышел в море Линкольна, где 1 сентября достиг широты 82°24'. Те)м самым англичане установили новый рекорд в свободном плавании на север. Отсюда моряки увидели, что и на запад, и па восток, и тем более на север располагались сплошные труднопроходимые льды. Оставался только один вариант - повернуть судно и искать удобное место для зимовки.
У берегов Элсмира англичане зазимовали. С наступлением светлого времени зимовщики провели несколько санных экспедиций с целью изучения района, а в начале апреля организовали большую санную экспедицию в центральную часть Северного Ледовитого океана. Основная задача возлагалась на отряд А. Маркхема, который имел двое саней-лодок с запасом продовольствия на 70 суток. Три вспомогательных отряда должны были сопровождать отряд Маркхема до тех пор, пока позволят запасы продовольствия.
3 апреля 1876 г. санная экспедиция в составе 53 человек выступила на север. Передвижение саней по льду осуществлялось с большими трудностями: низкие температуры до -50° С, торосистые нагромождения льда, которые подчас приходилось рубить топорами, глубокий снег. В результате англичане, ежедневно затрачивая на прохождение по 12 часов, проходили в сутки 2-3 километра. Один за другим возвращались вспомогательные отряды. От одного из них Нэрс узнал, что отряд А. Маркхема находится в тяжелом состоянии, им необходима помощь. Нзрс с двумя новыми отрядами поспешил к Марк-хему, и 14 июня весь полюсный отряд вернулся на "Алерт". По заявлению Маркхема, его отряду 12 мая удалось достичь широты 83°20'26".
Летом 1876 года среди членов экипажа "Алерта" распространилась цинга. Умерло несколько моряков. В такой ситуации у Д. Нэрса был один разумный выход - возвращаться домой. "Алерт" взял курс на юг и 11 августа достиг места зимовки "Дискавери". Отсюда два корабля уже совместно продолжили плавание к родным берегам. В сентябре экспедиция прибыла к берегам Ирландии, откуда Нэрс телеграфировал: "Северный полюс недосягаем!"
Таким образом, в 60-70-е годы XIX века экспедиции, устремлявшиеся в высокие широты в надежде найти открытое полярное море, в конце концов окончательно похоронили эту гипотезу. Экспедиция Нэрса была, по существу, последней экспедицией, в которой еще верили в водное пространство, свободное от льдов. Верили, когда собирались в Арктику, и разуверились, когда оказались в этом районе. В 1878 г. лишил себя жизни А. Петерман, яростно доказывавший на протяжении 20 лет версию об открытом море в центре Арктики. Что послужило причиной его самоубийства? Может быть, крах его полярной гипотезы? Об этом знает только сам Петерман.
Тем не менее, как это нередко бывает в науке, проверка гипотезы принесла определенные плоды. Знания о северной полярной области существенно расширились. На карте появилась Земля Франца-Иосифа, южные берега Земли Врангеля, в северных контурах Гренландии оставался небольшой пробел. Но ведь были названы еще и Земля Петермана и Земля Короля Оскара. Неисследованной оставалась большая область высоких широт от Новой Земли до Новосибирских островов. Это в совокупности позволяло еще надеяться на существование какой-то большой суши в центре Арктики. Но были уже и другие факты: мощный восточно-гренландский ледяной поток, сведения о наличии в Чукотском море течения, направленного на север. Это свидетельствовало о том, что в центре Арктики с большой вероятностью можно встретить море, а не сушу. Как видим, ситуация в географическом плане по-прежнему оставалась противоречивой. Тем не *1енее главный результат был налицо: раз нет открытого юлярного моря, то очевидно, что в свободном плавании ta судах достигнуть Северного полюса невозможно. Надо было думать о других вариантах.
|